0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    «Когда ваше общество вступает в войну, это делает его незнакомым для вас»: интервью с антропологом Марко Живковичем

    Антрополог Марко Живкович — о том, как югославское общество пыталось не замечать войны, а в итоге было вынуждено искать себя заново

    О чем грезит воюющее общество? Почему во время конфликтов и нестабильности расцветают теории заговора? Почему нации приходится подвергать сомнению представления о самой себе? Поиску ответов на эти вопросы посвящена книга канадского социолога югославского происхождения Марко Живковича «Книга сербских грез: национальное воображаемое во времена Милошевича». На ее страницах предстают картины общества, которое мечтает о собственном величии и уязвлено тем, что реальность не подтверждает эти фантазии. Политики там распространяют причудливые теории заговора и объясняют войну обязательством перед памятью павших, а в публичной риторике постоянно звучат отсылки ко Второй мировой и нацизму. Специально для Perito Егор Сенников пообщался с Марко Живковичем и узнал у него, что общего у Сербии и России и почему память даже о самых страшных войнах со временем истончается.

    Чтобы не пропустить новые тексты Perito, подписывайтесь на наш телеграм-канал и инстаграм.

    Марко Живкович. «Книга сербских грез: национальное воображаемое во времена Милошевича»

    Если я правильно понял из вашей книги, вы решили заняться исследованием сербского бессознательного уже во время войны. Чем вы занимались до этого?

    Изначально меня можно было бы назвать японофилом. Я изучал японский еще в 1980-х годах в Белграде, затем ненадолго прервался — и позже возобновил учебу в Чикаго. Я планировал после этого поехать в Японию. Летом 1992 года я был в Энн-Арборе, США. Помню, как в августе 1991 года увидел по телевизору кадры переворота в СССР, в котором участвовали пьяные генералы. В то время уже назревала война в Югославии, и я помню, как говорил в интервью местным газетам, что желаю переворота, который помог бы предотвратить надвигающийся конфликт.

    Наконец я отправился в Японию, и в 1992–1993 годах я изучал японский язык. Этот период совпал с разгаром Боснийской войны, которая началась еще в 1991 году в Хорватии. Я был поражен освещением войны в зарубежных медиа: ее как будто не было. Японские новости были посвящены тому, как кто-то пытался попасть в парке в гуся стрелой, пока гусь продолжал счастливо бродить по траве. На передовицы газет попадали сообщения о помолвке между популярным борцом сумо и известной моделью. Между внешне счастливым обществом и беспорядками в Югославии был яркий контраст. Именно тогда я решил изучать свою собственную страну.

    Боснийская война: историческая справка
    Боснийская война — один из самых кровавых и сложных военных конфликтов второй половины XX века. Война шла с 1992 по 1995 год и стала следствием распада Югославии. Босния и Герцеговина провозгласила независимость, что привело к ожесточенной борьбе за контроль между тремя основными этническими группами в стране: боснийцами, хорватами и сербами; в конфликте участвовали Союзная Республика Югославия (во главе которой стоял Слободан Милошевич) и Хорватия (во главе с Франьо Туджманом), а также многие парамилитарные группировки. Война характеризовалась широкомасштабными этническими чистками, зверствами и осадой крупных городов, прежде всего столицы страны — Сараева. Точное количество жертв боснийской войны определить сложно, по разным оценкам в ходе войны было убито от 100 000 до 200 000 человек (это число включает в себя как комбатантов, так и мирных жителей). В ходе Боснийской войны произошел геноцид боснийцев в Сребренице. Война закончилась подписанием Дейтонского соглашения в 1995 году.

    У меня были однокурсники-этнографы, которые исследовали родные страны: индиец, изучавший Индию, и китаец, изучавший Китай. Раньше я дразнил их и спрашивал: почему они решили исследовать, по сути, себя, когда могли бы исследовать что-то экзотическое и необычное? В конце концов я понял, что смеялся над самим собой. 

    Вам тяжело дался этот переход?

    Чтобы увидеть вещи, которые мы можем не заметить из-за собственных предубеждений, нужно к любой культуре подходить с позиции чужака, ничего о ней не знающего. Но когда ваше общество вступает в войну, это и делает его незнакомым для вас. Война сделала мое родное общество невероятно загадочным.

    Как вы относитесь к бомбардировкам Югославии 1999 года? Как это повлияло на вас?

    Некоторые люди могут заявлять: «О, мы знали, что это произойдет». Но большинство, включая меня, несмотря на предупреждающие знаки, не могли поверить, что война начнется. Так было и со всеми событиями, которые предшествовали началу югославских войн. 

    В 1999 году я жил в Чикаго, завершал работу над диссертацией и больше всего был увлечен преподаванием. Помню, что после бомбежек находился в шоке, пару дней просто не мог есть из-за всплеска адреналина. Я был в бешенстве, организовывал протесты... И твердо чувствовал, что те, кто понимал ситуацию, были моими друзьями, а те, кто не понимал, — нет. Некоторые из моих профессоров даже участвовали в каких-то мероприятиях в кампусе, и я благодарен им за поддержку.

    О бомбардировках Белграда
    В 1999 году НАТО провела военную операцию против Югославии в ответ на эскалацию конфликта и нарушения прав человека в Косове, где этнические албанцы стремились к автономии от правительства Югославии. Военная кампания НАТО длилась 78 дней: НАТО наносила авиаудары по стратегическим объектам Югославии, включая мосты через Дунай и важные точки в Белграде. Были убиты сотни мирных жителей. Правительство Югославии заявляло о большем числе погибших среди гражданского населения, в то время как НАТО утверждала, что они приняли меры предосторожности, чтобы свести потери к минимуму. Вмешательство НАТО закончилось выводом югославских войск из Косова и созданием Миссии ООН по делам Косова для наблюдения за регионом. 

    Конечно, мы были против действий НАТО. При этом я всегда принадлежал к антимилошевичской и антивоенной фракции общества. Не могу сказать наверняка, проецирую ли я свои нынешние убеждения на себя в прошлом, но вы знаете, что, хотя югославские войны были сложным конфликтом, сербы обладали наибольшим количеством оружия и причинили наибольший вред. У меня было ощущение, что если мы бомбим и осаждаем Сараево и обстреливаем другие города, то некая форма божественной справедливости вернет войну к нам. Во время бомбардировок у меня возникали такие мысли, но потом я задумался: «Почему божественное правосудие должно осуществляться руками НАТО?» Нам было довольно очевидно, что они действительно очень хотели это сделать. 

    Март, 1999 год. Протест в Белграде против НАТО
    Shutterstock
    Как происходила осада Сараева
    Осада столицы Боснии и Герцеговины Сараева длилась почти четыре года, с 5 апреля 1992 года по 29 февраля 1996-го, что сделало ее одной из самых продолжительных осад в современной истории. Силы боснийских сербов при поддержке Югославской народной армии осадили многонациональную столицу Боснии Сараево, где компактно проживали боснийцы, сербы и хорваты. Во время осады город был отрезан от внешнего мира, так как сербские силы окружили его и установили снайперские и артиллерийские позиции на холмах, окружающих Сараево. Жители Сараева подвергались постоянным обстрелам, снайперским атакам и страдали от недостатка или отсутствия воды, еды, электричества и тепла. В результате осады погибло, по разным оценкам, от 10 000 до 14 000 человек, включая многих гражданских лиц. 

    Слободан Милошевич был готов подписать соглашение в Рамбуйе за исключением пункта, предоставлявшего НАТО полный доступ в Сербию. Такое соглашение принять было нельзя. В книге я пишу, как разные стороны во время войны эксплуатировали в своих выступлениях образ евреев: этим занимались в том числе командующий операцией Уэсли Кларк и госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Они заявили о своих еврейских корнях, что позже сыграло роль в развитии нарратива, где сербов приравнивали к нацистам. А это потом служило оправданием бомбардировок. 

    Последствия осады Сараева
    Wikimedia
    Что за соглашение в Рамбуйе?
    Серия мирных переговоров, которые прошли во французском замке Рамбуйе в феврале 1999 года. Целью переговоров было мирное урегулирование конфликта в Косове между правительством Югославии во главе со Слободаном Милошевичем и представителями косовских албанцев. Соглашение, поддержанное Соединенными Штатами и другими странами НАТО, включало положения о политическом урегулировании, присутствии международных миротворческих сил и определенной степени автономии Косова в составе Союзной Республики Югославии. Милошевич отказался подписать соглашение: одно из положений разрешало силам НАТО доступ ко всей Югославии, а не только к Косову. Бомбардировка Югославии силами НАТО стала следствием провала переговоров в Рамбуйе. 

    А как виделись из-за границы действия жителей Белграда и Югославии во время бомбардировок?

    Бомбардировки глубоко повлияли на меня. Пострадали мой город, родители, друзья. Мы могли общаться с теми, кто был в Югославии, и многие из нас за границей были более напуганы и обеспокоены, чем люди, которые оказались под бомбардировками.

    Я с удивлением обнаружил в себе зависть к людям в Белграде, которые переживали бомбардировки. Хотя в течение трех месяцев их атаковали огромные силы, белгадцы демонстрировали невероятную солидарность. Через пару лет я встретил свою первую жену, Гордану. Я слушал ее рассказы о бомбежках и снова испытывал эту зависть. Тебя три месяца атаковала величайшая сила во вселенной — и ты выжила. Эти единство и общность были опытом, которого мы в диаспоре жаждали, но не могли испытать.

    В 1999 году вас не было в Белграде. Но пока вы там жили до 1999 года, вам было когда-нибудь страшно?

    Я не боялся, потому что Сербия, особенно Белград, в тот момент не были местом военных действий. Я сразу решил, что мне не стоит геройствовать и отправляться в Боснию. В конце концов, я не был военным репортером. Вместо этого я решил остаться в Сербии и документировать то, что происходило там. Но мне предстояло определиться с позицией. 

    Я догадывался, что, как бы я ни позиционировал себя — как антивоенно настроенного активиста или как публичного сторонника войны, — все равно меня подвергнут критике. В некоторых случаях нас может не волновать то, что другие считают нас неправыми, но иногда это имеет значение. Я решил: если не могу избежать этого, то, по крайней мере, выберу свой собственный способ поведения.

    В моей книге не так много написано о самой войне. Можно, конечно, сказать: это именно то, что сербская пропаганда пыталась сделать с людьми: изолировать жителей Югославии от конфликта. «Где-то далеко-далеко, в стране под названием Босния, идут боевые действия, но мы тут ни при чем!» Пропаганда действительно стремилась поддерживать это самодовольство, апатию, что, конечно, было очень удобно для людей в Сербии: им не приходилось вставать перед необходимостью открыто заявить свою позицию.

    Член российской делегации, посетивший Белград в апреле 1999 года, осматривает здание МВД Сербии, полностью разрушенное в результате ночной бомбардировки НАТО
    Wikimedia

    Так сейчас говорят о Москве, москвичах, да и о жителях других крупных российских городов. Часто можно увидеть критику того, что люди в Москве чувствуют себя оторванными от конфликта в Украине, как будто он происходит где-то далеко.

    Именно. Я прекрасно знаю, каково это, и можно сказать, что я был соучастником этого чувства. В моей книге почти нет войны, эту работу сложно назвать явно антивоенной — она скорее написана с точки зрения наблюдателя, отстранившегося от внутренних дискуссий общества. 

    Помню, я выступал с докладом в Институте философии и социальной теории. Многие социальные исследователи в аудитории были диссидентами при Тито, а некоторые позже стали видными политическими деятелями (например, премьер-министром и президентом). В том числе присутствовал там замечательный социолог Небойша Попов, которого я глубоко уважал. Он прекрасно анализировал популизм Милошевича, а кроме того, был антивоенным активистом. Тогда он обвинил меня в том, что я не активист и не выступаю против войны. 

    Но для меня это было осознанным выбором. Я видел себя человеком, который живет в Чикаго, учится в Америке, студентом. Я намеренно избегал активного участия даже в организациях, с которыми был полностью согласен. Дело не в том, что это было опасно, — в основном это не было страшно. Дело было не в личном мужестве, а в том, что я не считал себя «местным» в тот момент, так как не жил в Сербии постоянно. В основном я жил в Америке и был там исследователем, и притворяться борцом с Милошевичем, учитывая мои обстоятельства, казалось самонадеянным. 

    Кем был Небойша Попов?
    Небойша Попов (1939–2016) был сербским социологом. Он работал в Рабочем университете «Джуро Салай», прежде чем поступил на философский факультет в Белградском университете. Несмотря на увольнение с факультета, позже он стал директором Центра философии и социальной теории, который со временем преобразовался в самостоятельный Институт философии и социальной теории. Попов сыграл роль в возрождении Югославской ассоциации социологов и был известен своей работой по исследованию социальных конфликтов, сербского популизма и проблем, с которыми столкнулась Югославия. Среди его публикаций — «Contra fatum», «Свобода и насилие» и «Испытания свободы». Работы Небойши Попова оказали большое влияние на социологию в современной Сербии.

    Вы поэтому оговариваете в книге, что не являетесь частью «Второй Сербии»?

    Я чувствовал, что с моей стороны было бы странно присоединяться к таким организациям и громогласно заявлять: «Я выступаю против Милошевича».

    «Другая Сербия» или «Вторая Сербия»
    Общее название ряда антивоенных, антинационалистических и продемократических групп интеллектуалов в Сербии в 1990-е годы. Союз возник в 1992 году, когда интеллектуалы начали объединяться, выступая против диктатуры, национализма и войны. В 1992 году вышла книга «Другая Сербия» — сборник речей и эссе, произнесенных на митингах в Белграде. Организация проводила антивоенные протесты и стремилась показать, что в стране есть люди, которые противостоят режиму. 

    В книге, где речь идет о вашем исследовании сербского бессознательного, я заметил несколько поразительных сходств между идеями, которые получили популярность в России во время войны, и тем, что вы отметили в 1990-х в Сербии. Например, некрополитика, или культ мертвых. Как вы думаете, это явление уникально для российского и сербского контекста или так происходит на любой войне? 

    У меня было нескольких украинских студентов, некоторые получили докторскую степень, а другие продолжают учиться сейчас. Это подогрело мой живой интерес к истории Украины и России. 

    Истории Сербии и России существенно отличаются. В Сербии очень ярко выражен нарратив о коллективном самоубийстве во время Первой мировой войны, основанный на исторической вере в то, что наш маленький народ может быть полностью захвачен и уничтожен. Королю и всей армии пришлось покинуть страну, и хотя позже они вернулись и одержали победу, риск того, что вся страна может быть захвачена и уничтожена, всегда присутствует в нашем коллективном бессознательном. В российском воображении преобладает скорее такое мнение: «Вы, конечно, можете попытаться вторгнуться, как это делали Наполеон и Гитлер до вас, но удачи вам с этим».

    Я нахожу крайне убедительной идею обиды, предложенную американским социологом Лией Гринфилд. В своей книге она исследует динамику взаимоотношений «тех, кто дает модели», и «тех, кто перенимает модели». И Россия, и Сербия относятся к категории «подражателей», в первую очередь перенимающих модели у Запада. Сама эта ситуация порождает уникальную форму обиды, которая различается для малых и больших стран. Для больших стран — например, для России — эта проблема сегодня стоит еще острее: почему на них смотрят свысока, несмотря на их размер и мощь?

    То есть можно сказать, что сходство есть, но несущественное?

    Ну, в общем, да. Можно провести параллели: да, в обеих странах существует некий культ смерти, который пронизывает общество и может служить обоснованием и оправданием агрессивных действий. Мы часто верим, что люди по своей природе хороши, но заблуждаются. Но есть и другая точка зрения: люди вполне способны осознанно принимать зло и находить в нем удовольствие. Правда, когда дело доходит до смерти за такую идею, это становится глубоким и сложным вопросом.

    Зачем люди идут на войну? Конечно, угрозы и принуждение исторически использовались для того, чтобы обеспечить призыв на военную службу. Но можно взглянуть на эту ситуацию иначе. Людям чрезвычайно сложно поверить, что их лидеры и их страна совершенно неправы. Если их посылают на войну, они должны убедить себя, что за этим должна стоять веская причина.

    Немало сербов пошли на боснийскую войну добровольцами. Были там и призывники, которые не проявляли особого энтузиазма. Некоторые люди присоединились к полуофициальным военизированным группам вроде аркановцев [Аркан — псевдоним Желько Ражнатовича, сербского криминального авторитета, предпринимателя и политика, который во время Югославских войн создал свое боевое подразделение, принимавшее участие в войне в Боснии на стороне Югославии. — Е.С.].

    А вы встречали таких людей? Что их вело?

    Один из моих одноклассников, у которого была степень в области драмы и кино, добровольно пошел воевать. Несмотря на свое образование, он был привлечен глубинным аспектом войны: наличием четкой цели и военным братством. Этот опыт дал ему ощущение силы. Он вернулся в Белград без денег, но с признанием и уважением из-за его связи с Арканом, который в то время был еще жив. Хотя мой знакомый был беден, люди его уважали и боялись, потому что знали: у него есть пистолет.

    Его участие в войне вовсе не было идеологическим. Война дала этому человеку возможность убивать, почувствовать связь с другими людьми и силу, дала чувство цели. До войны он был нежным парнем, но война преобразила его физически. Через пару месяцев после возвращения в Белград он умер от передозировки наркотиков. 

    Желько Ражнатович (Аркан) один их командиров Сербской добровольческая гвардии (СДГ). Участников этого формирования также называли «Тиграми Аркана».
    Wikimedia

    То есть некоторые пошли на войну в поисках самоутверждения — и война дала им эту возможность. Но были ведь и те, кого убедила пропаганда?

    В своей книге я исследовал сербские теории заговора, и стало очевидно, что некоторые из этих теорий действительно находили подтверждение в реальных событиях того времени. Такие теории часто были отражением самоидентификации сербов — маленькой нации, которая с маниакальностью убеждала себя, что она находится в центре внимания всего мира, а американцы постоянно хотят Сербию уничтожить.

    Увлекательно наблюдать, как у стран, как больших, так и малых, может развиться восприятие того, что они постоянно преследуются или подрываются другими странами, особенно в случае Сербии и России, когда речь идет об их взглядах на Соединенные Штаты. Обе страны временами питали иллюзию, что США постоянно сосредоточены на них, тогда как на самом деле США склонны отдавать приоритет своим собственным интересам — до тех пор, пока конкретные события не привлекут их внимание. Россия, с ее значительными размерами и геополитическим влиянием, часто считала, что США постоянно готовы принять против нее меры. Но такие действия могут не совпадать с реальными приоритетами, деятельностью правительства и вооруженных сил США, поскольку они обычно распределяют внимание и ресурсы в зависимости от конкретных обстоятельств и глобальных событий.

     А как теории заговора влияют на людей и общественное настроение? Что первично — теории заговора или война?

    Трудно сказать! У меня есть собственная версия, согласно которой теории заговора распространялись преднамеренно. Но у меня нет существенных доказательств. Писатель Драгош Калаич, один из главных деятелей евразийского движения, известный идеолог, близкий к Милошевичу, был искусствоведом с консервативными взглядами и заигрывал с фашистскими идеями. Мой друг однажды стал свидетелем встречи Драгоша Калаича с другим писателем, который был известен как юморист, но при этом занимал более высокое место во власти. Выглядело это так, будто верховный комиссар приказывал Калаичу, что говорить и писать. 

    Кем был Драгош Калаич?
    Драгош Калаич (1943–2005) — сербский художник, философ и писатель. Он изучал искусство в Академии изящных искусств в Риме. Калаич участвовал в художественной группе Mediala в 1950-х и 1960-х годах. Он был известен своими правыми взглядами, которые сформировались под влиянием текстов ультраправого итальянского философа Юлиуса Эволы. Во время правления Слободана Милошевича Калаич вел колонку в проправительственном издании Duga: его тексты часто критиковали за неприкрытые антисемитизм и фашизм.

    Люди цепляются за конспирологию по разным причинам — например, им кажется, что такие теории дают объяснение некоторым отдельным явлениям. Нечто подобное, как мне кажется, происходит и в России сегодня, когда люди вроде Соловьева стремятся не столько объяснить, сколько запутать зрителей, продвигая разные, противоречащие друг другу теории заговора, которые «объясняют» какой-то один аспект реальности. 

    Еще мне интересно, учатся ли автократы друг у друга. Милошевич, возможно, был одним из первых, кто применил некоторые политические стратегии. Например, ту рокировку, которую Путин позже провел с Медведевым первым осуществил Милошевич. Когда он встал перед проблемой ограничения президентских сроков, он решил обмануть систему. В 1996–1997 годах в Сербии шли протесты, а Милошевич 23 июля 1997 года переизбрался в качестве президента Федеративной Республики Югославия — до этого он был президентом Сербии как части Югославии, хотя по сути власть у него и так была в руках. Президентом же Сербии стал Драган Томич, приближенный Милошевича. 

    То есть конспирология была манипуляцией, а не самостоятельным явлением?

    Теории заговора были распространены еще до войны, но их значение возросло, когда они переместились на основные новостные каналы и на страницы газет. А люди выросли, полагая, что газета «Политика» (аналог российского «Коммерсанта». — Е. С.) — надежный источник информации. Режим также умело изолировал альтернативные СМИ, ограничив к ним доступ в Белграде и практически отрезав его в остальной Сербии. Если вы жили в деревне, у вас были только три государственных телеканала. Когда вы каждый день слышите новости только с одной подачей, вы не можете поверить, что ведущие будут вам нагло лгать.

    Можно сравнить это с американской ситуацией. Теории заговора и движение MAGA в Соединенных Штатах оставались относительно маргинальным явлением, пока у них не появилась платформа, напоминающая респектабельный новостной канал — я говорю о Fox News. Когда есть такой легитимизирующий фактор, то теории заговора расцветают. Обычные люди становятся восприимчивыми к ним, и уж тем более во времена суматохи и неразберихи.

    Митинг в поддержку Слободана Милошевича
    Wikimedia

     В конце книги вы приводите слова Милошевича, которые тот произнес в 1991 году: «Пусть мы не умеем работать, зато хотя бы умеем воевать» (Ako ne umemo da radimo iprivredjujemo, bar cemo znati dobro da se tucemo). Вы также говорите о мании величия, которая, по вашей версии, привела ко многим событиям, которые произошли с Милошевичем и Сербией в 1990-х годах. Я хотел спросить, что произошло, когда выяснилось, что и в военном деле нацию может ждать провал, что эта маниакальная идея ни к чему не приводит. Что происходило в стране после того, как война была проиграна? 

    Действительно, в какой-то момент мы поняли, что драться у нас тоже получается паршиво. Мы не умелые бойцы, несмотря на укоренившееся убеждение, что сербы — великие воины, которые сражаются до конца. Хорваты до войны невольно восхищались сербской храбростью. Так нас воспринимали и другие нации в Югославии: примитивными, но мужественными. Мы не могли похвастаться развитой системой законов и свобод, как, например, жители территорий, ранее находившихся под властью Австро-Венгрии. Но мы всегда могли указать на нашу историю обретения свободы, борьбы с турками или немцами. 

    Для многих стало шоком понимание того, что хорваты могут быть лучшими бойцами, чем мы. Они осознали свою силу и выгнали нас, фактически победив свою «ДНР» (Республику Сербскую Краину) в пределах Хорватии. Вместо того чтобы организовываться и политически бороться за свои права, мы участвовали в вооруженных конфликтах против хорватов, что наносило ущерб нам самим. А ведь наши первоначальные успехи были точно такими же, как у России сейчас. У нас были большие запасы оружия, больше артиллерии — как и русские, сербы обожают артиллерию. Но у сербов всегда были проблемы низкого морального духа и дефицита личного состава.

    Что происходит, когда вы проигрываете войну? На мой взгляд, хорошо перестать верить в собственную непобедимость. Хотя и сейчас есть попытки таких лидеров, как, например, президент Сербии Александр Вучич, спровоцировать такие чувства, я не думаю, что вы увидите сербов, которые массово и добровольно отправятся в Косово и начнут там воевать. Это дает надежду.

    Югославские войны были большим, глубоким и страшным конфликтом. Почему спустя 20 лет они стали в мире не то чтобы полностью забытым феноменом, но сильно потускневшим? И новая война в Европе всех шокировала — не только жертвами, но и самим фактом своего начала?

    Отчасти это результат европоцентризма и мысли, что в XXI веке таких конфликтов быть не может. На Западе укоренилась вера, что за капитализмом естественным образом должна последовать демократия. Это наивная и опасная идея, которой тем не менее придерживаются многие жители Запада, думая, что одна лишь торговля может решать все проблемы. Когда в Европе разгорается конфликт или война, это рассматривается как нечто из ряда вон выходящее. Такие события бросают вызов идее, что такие конфликты невозможны после Второй мировой войны и создания ООН и Совета Безопасности.

    Но войны происходят, а потом о них со временем забывают. В югославских войнах погибло около четверти миллиона человек. Продолжающаяся между Россией и Украиной война, возможно, уже привела к сравнимым потерям — или даже превысила их; можно утверждать, что это крупнейший конфликт в Европе со времен Второй мировой войны. Но европейцы склонны не замечать многие другие конфликты — например, войны в Йемене и Сирии, где происходили и происходят не менее ужасные события. Я бы сказал, что, несмотря на ужасные потери и страдания, мы склонны забывать о прошлых конфликтах, и не исключено, что через 20 лет мы забудем и о нынешней войне.

    С моей точки зрения, на которую влияют алгоритмы и мой собственный информационный пузырь, война в Украине вызывает ярость и шок; все будто прилипли к экранам, включая меня. Войны сбивают с толку, нужно много сил, чтобы принять и рационализировать то, что такие конфликты вообще могут происходить. Они ведь кажутся чем-то совершенно иррациональным. Глядя на нынешнюю войну, можно задаться вопросом: «Зачем Путину было рисковать всем? Он мог бы прожить благополучную и счастливую жизнь, сохранить за собой Крым и все остальное, без каких-либо изменений, просто продолжая делать то, что делал». 

    Может быть, нам стоит задаться вопросом, почему мы постоянно удивляемся таким событиям? Мы жили в замечательной стране под названием Югославия — зачем кому-то было разрушать что-то столь явно хорошее? Теперь у нас есть эти маленькие государства, и они часто живут хуже, чем жили раньше, за исключением, может быть, Словении. Знакомые мне хорваты, например, часто высказывают недовольство, утверждая, что им сейчас живется хуже, чем при социализме.

    Так почему же мы остановились на худшем сценарии? Ведь были доступны политические решения для анклавов, меньшинств и таких сообществ, как сербское меньшинство в Хорватии и хорватское меньшинство в Боснии. Эти вещи можно было решить по-другому, но мы все пошли по худшему пути. И сейчас, кажется, это происходит снова. Я считаю, что такова просто человеческая природа. Кажется, мы не можем без этих конфликтов. Мы живем в XXI веке и должны были придумать лучший способ. К сожалению, похоже, что у нас его нет.

    СербияХорватияИнтервьюБосния и ГерцеговинаСловения
    Дата публикации 10.08.2023

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.