0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    У самолетов в небе тоже есть шоссе: как они устроены

    А еще из текста узнаете, что такое североатлантический трек.

    Между Европой и Северной Америкой действует система воздушных шоссе, по которым самолеты следуют буквально друг за другом. Эти маршруты называются североатлантическими треками (North Atlantic Organized Track System, OTS) и управляются диспетчерскими центрами на обоих материках. Мы перевели материал CNN Travel об устройстве и тонкостях работы воздушных шоссе.

    Лайнер «Аэробус A380» авиакомпании British Airways под управлением капитана Джеймса Баснетта летит над Атлантическим океаном. Более 450 пассажиров рейса Бостон — Лондон смотрят кино, доедают свой обед, болтают с соседями по креслу или просто спят. Скорее всего, они не знают, что их рейс — часть трансатлантического маршрута. Каждую ночь сотни самолетов перевозят тысячи пассажиров через Северную Атлантику, а днем возвращаются обратно в аэропорты США и Канады.

    Как Баснетту удается ориентироваться в воздухе и держать свой A380 на безопасной дистанции от других самолетов?

    Дороги в небе над Атлантическим океаном

    Североатлантическая система организованных треков — это совокупность воздушных маршрутов, которыми управляют диспетчерские центры Nav Canada в Канаде и NATS в Великобритании.

    Маршруты могут сильно различаться при перелетах с запада на восток и обратно. Почти каждый день диспетчеры прокладывают их заново. Каждая такая дорога — практически прямая линия с точными координатами.

    Flightradar24.com

    Ежедневно в семь утра в океаническом районном диспетчерском центре (РДЦ) Nav Canada в канадском Гандере изучают запросы от авиакомпаний на определенные маршруты и высόты полета. Затем, используя компьютерное моделирование, намечают несколько маршрутов на восток для вечерних рейсов из Северной Америки, которые отправятся через 12–14 часов.

    К тому времени, когда эти самолеты полетят в Европу, сотрудники диспетчерских центров NATS в Шенноне в Ирландии и Престуике в Шотландии начинают работу над обратными маршрутами, по которым самолеты полетят днем.

    Верхом на воздушном потоке

    «В наших системах предусмотрены все метеорологические модели, включая ветер на разных высотах», — говорит Джефф Эдисон, управляющий РЦД Nav Canada в Гандере.

    Маршруты в восточном направлении построены так, чтобы использовать преимущества попутного ветра, который создает высотное струйное течение — потоки воздуха, достигающие скорости 322 километра в час.

    «Допустим, воздушный поток проходит по прямой через Атлантику. Тогда мы постараемся сделать так, чтобы маршрут шел по центру, где выше скорость воздуха. Разумеется, все авиакомпании захотят воспользоваться этим треком, — говорит Эдисон. — Иногда в воздушном потоке нужно разместить два или три маршрута. Тогда основным, или „ядерным“ (core track), будет тот трек, который проходит по центру потока».

    Маршруты на запад, напротив, строятся так, чтобы избежать встречного ветра, создаваемого высотным струйным течением.

    Специалисты ежедневно выстраивают от 5 до 14 треков. Их обозначают латинскими буквами: маршруты с востока на запад — начальными буквами алфавита (A,B,C), с запада на восток — с конца (Z, Y, X). Маршрут Z — самый южный в восточном направлении. Чуть севернее — Y, X и W и так далее, пока не будут построены все треки на день. Воздушные дороги могут занимать от 480 до 1 130 километров с севера на юг в зависимости от погоды.

    Чтобы попасть в свой трек, капитан Баснетт сначала летит из Бостона на северо-запад. Связавшись с диспетчерами он направляет свой A380 к входной точке маршрута. Входные точки располагаются по обеим сторонам океана. Каждая из них обозначается простым, но бессмысленным словом из пяти букв. Так, две точки над канадским Ньюфаундлендом обозначаются как JOOPY и IBERG, а у берегов Ирландии — MOGLO и LEKVA.

    Безопасность воздушных шоссе

    Когда A380 летит через Атлантику по своему маршруту и на своей высоте, он находится в центре воображаемой рамки, обеспечивающей безопасную дистанцию с другими самолетами.

    На североатлантических треках самолеты курсируют с разницей в пять минут лётного времени; дистанция между ними составляет около 65 километров. С боков расстояние между самолетами должно быть не меньше 40 километров, а сверху и снизу — не менее 300 метров. Эти правила распространяются и на самолеты, летящие против потока, например грузовые судна, которые направляются в Европу днем.

    «В качестве меры предосторожности мы разделяем грузовые и пассажирские маршруты. Но иногда бывает, что случайный рейс на восток частично пересекается по маршруту с рейсом на запад. Тогда их разводят по высоте», — поясняет Эдисон.

    Пассажиры обсуждают в соцсетях, с каких мест в самолете открываются красивые виды. Но лучшие места в самолете с точки зрения обзора — в кабине пилота.

    «В дневное время на многие километры видны конденсационные следы самолетов, а ночью очень хорошо заметны навигационные огни, — объясняет Баснетт. — Большое судно вроде A380, летящее в 300 метрах над вами в противоположном направлении со скоростью больше 1 600 километров в час, — это очень впечатляющее зрелище».

    Коммуникация пилотов и диспетчеров

    Пилоты общаются с диспетчерами по рации, но большую часть разговоров ведут по защищенному спутниковому каналу. Координаты самолета автоматически отправляются каждые 14 минут и дополнительно — при пересечении каждых 10 градусов широты. Экипажи используют спутниковый канал для запросов на изменение высоты или маршрута, например из-за турбулентности.

    «Иногда смена высоты на 300 метров помогает уйти с края воздушного потока, где полет ощущается как поездка по брусчатке», — говорит Баснетт.

    Пилоты, которые используют систему организованных треков, общаются между собой на общей радиочастоте. По словам Баснетта, иногда это напоминает вечеринку.

    «Мы обсуждаем турбулентность или что-то еще по работе. Иногда обсуждаем результаты бейсбольных матчей, что вызывает споры и шутки, особенно среди американских пилотов. Английские пилоты больше любят крикет. Когда рация молчит, чувствуешь странное одиночество, хотя с тобой летят почти 500 человек».

    Самолеты
    Дата публикации 03.03.2020

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.