0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    Притвор, кокошники и Страшный суд: как понимать православный храм

    Объясняем, из чего состоит храм, какие бывают архитектурные стили и что вам пытаются сообщить иконы и фрески.

    Куда бы вы ни поехали в России, скорее всего, там будет храм. Огромный, величественный и похожий на дворец или маленький и скромный, а то и вовсе полуразрушенный. Во многих городках и деревнях это главная местная достопримечательность. В большинстве случаев храмы и церкви — единственные хорошо сохранившиеся образцы старинной русской архитектуры, а потому их посещение в путешествии почти неизбежно.

    Чтобы при посещении храма получить более интересный и глубокий культурный опыт, помните, что каждый элемент фасада и внутреннего убранства имеет свою историю и свое символическое значение. По нашей просьбе искусствовед Мария Мороз объясняет, как «читать» храм, словно книгу, и как научиться отличать архитектурные стили разных эпох российской истории.

    Из чего состоит храм

    Все древнерусские храмы наследуют византийской традиции, а значит, все они относятся к крестово-купольным строениям. Разберемся, как это отражается в архитектуре. Внешне храм не похож на крест и может быть прямоугольным или квадратным. Крестовую структуру здания можно обнаружить, только оказавшись внутри: на четыре колонны в середине зала опираются своды, которые ведут к центральному куполу и в плане образуют крест.

    Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге
    Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге
    Фото: © Mitya Ivanov/Unsplash.com

    Такая форма отличает православные храмы от католических. Дело в том, что романские и готические базилики унаследовали свою планировку от языческой античной традиции. Их строили в виде прямоугольника, к которому по бокам примыкали еще две вытянутых залы меньшего размера. А вот в Византии в VII–VIII веках желание быть непохожими на языческие ваяния было столь сильным, что в конце концов решили: надо менять саму структуру храма, сделать ее абсолютно новой.

    Для христиан церковь служила образом распятия Христа, его жертвы ради спасения человечества, поэтому в основе планировки храма появился именно крест. В готической архитектуре крест тоже со временем возник в виде поперечной залы, образующей коридор перед алтарем (средокрестие). Но, например, в Италии, где готика не прижилась, вы не увидите крестообразных готических соборов.

    Средокрестие церкви Святого Франциска в Кито, Эквадор
    Средокрестие церкви Святого Франциска в Кито, Эквадор
    Фото: Diego Delso (CC BY-SA 4.0)
    План Базилики Святого Амвросия в Милане
    План базилики Святого Амвросия в Милане
    Фото: Huck (CC BY-SA 4.0)

    Идея православного храма в том, что он должен отражать устройство мира, поэтому его фасад обращен к четырем сторонам света. В восточной стороне, там, где встает солнце, находится священное место — алтарь, а на западе, где свет «умирает», главный вход в храм.

    Пространство внутри храма делится на несколько зон.

    • Притвор, или нартекс — это зона у входа перед центральными колоннами. Сегодня здесь чаще всего находятся церковные лавки, где можно приобрести свечки или заказать молебны, а изначально эта зала была отведена для язычников. Проходить вглубь храма им было запрещено, поэтому в зоне нартекса часто устраивали купель для крещения
    • Наос — центральная часть собора, куда заходили все крещенные. Она символизирует земной рай.
    • Иконостас отделяет основную залу от алтаря. Проходить сквозь иконостас могут только священнослужители, поскольку они воспринимаются как посредники между миром небесным и земным
    • Алтарная зона. Здесь, согласно христианскому верованию, во время богослужений происходит чудо превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа, которые верующие могут вкусить после исповеди. Если обойти храм с улицы, то можно увидеть, что алтарь всегда выступает полукруглой формой. Этот выступ чаще всего ниже, чем основная часть церкви, и называется апсидой.
    Устройство православного храма
    Устройство православного храма
    Фото: pravme.ru

    Идя от нартекса к алтарю, прихожане совершают условный путь от тьмы к свету, от сомнений и безверия к спасению души. Но в церкви символично движение не только в горизонтальном направлении, но и в вертикальном. Если основание храма — это образ земли, то купол символизирует Небо, а столбы и колонны, устремляющиеся к небесной сфере, уподобляются святым и подвижникам, ведь на них и держится церковь. Окна сообщают свет божественный миру земному и являются образом ангельских сил.

    Что внутри храма

    Внутри собор чаще всего полностью расписан фресками. Расположение каждой сцены и образа определяет канон. Разглядывая религиозные сюжеты на стенах, вы легко можете заметить, что на центральном куполе изображается Иисус Христос. Рядом с ним на барабане (это цилиндр, на котором возведен купол) пророки и апостолы. В парусах (своды, на которых стоит барабан) находятся четыре евангелиста, то есть авторы канонических евангелий: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Это связано с тем, что верхняя часть храма символизирует царство Божье и мир небесный.

    Нижняя часть храма земная, она рассказывает о сюжетах из жизни Христа, о мучениках, святителях и преподобных. На западной стене, наиболее удаленной от алтаря, у входа в храм, изображаются сцены Страшного суда. Они должны пугать верующих и побуждать их совершить маршрут к святилищу, а точнее к иконостасу, его преграждающему. В апсиде, она же алтарная часть, изображаются Богородица и апостолы, которые, как считается, незримо участвуют в таинстве причастия.

    Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге
    Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге
    Фото: Rod Long/Unsplash.com

    Как читать иконостас

    Иконостас — это многоярусная преграда с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма и символизирующая границу между земным и небесным мирами. Сейчас, когда находимся в храме, мы обычно видим пятиярусный иконостас, иногда семиярусный, а раньше это была небольшая преграда из мрамора. Ее постепенное разрастание стало исключительно русским явлением. При этом каждый ряд имеет свое символическое значение.

    В центре располагаются Царские врата. На них изображены сцены Благовещенья, когда архангел Гавриил сообщает Марии счастливую весть о скором рождении Христа, и образы четырех евангелистов. Врата символизируют вхождение в Царство Божие, которое стало возможным через Благовещенье и постижение Евангелия, записанного евангелистами.

    Церковь Святого Николая в Бухаресте, Румыния
    Фото: fusion-of-horizons/Flickr.com

    Затем идут ряды, они же чины, иконостаса.

    • Местный — самый первый ряд. Здесь находятся иконы, расположенные по разным сторонам от Царских врат. Справа обычно образ Спасителя, а за ним храмовая икона, то есть образ святого или события, в честь которого названа церковь. Слева образ Богоматери с младенцем, архангелы Михаил и Гавриил. Местный ряд подразумевает непосредственный контакт с молящимся, так как находится на уровне глаз, поэтому на нем же изображаются местночтимые святые.
    • Деисусный (от греч. δέησις — «моление») — второй ряд. В центре изображен Спас в Силах, то есть Иисус Христос. Слева от него: Богоматерь, архангел Михаил, апостол Петр, святитель Иоанн Златоуст, святой Георгий Победоносец. Справа: Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, апостол Павел, святитель Василий Великий, святой Димитрий Солунский. Получается, что в центре находятся главные фигуры: Христос и обращающиеся к нему с двух сторон Богоматерь и Иоанн Предтеча. А далее, зеркально от Христа, архангелы, апостолы, святые, мученики и преподобные. Деисусный ряд символизирует заступничество Богоматери и святых угодников за род человеческий.
    • Праздничный — третий ряд. Он появился в иконостасе в XIV веке и состоит из сюжетов, посвященных двунадесятым праздникам, то есть 12 наиболее почитаемым после Пасхи праздникам. Это Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещенье, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение (принесение во храм младенца Христа), Крещение, Преображение (явление божественной сущности Христа перед тремя учениками), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, День святой Троицы и Воздвижение Креста Господня (праздник обретения Византией креста, на котором был распят Христос). Этот ряд символизирует новозаветную историю, которая сменяет ветхозаветную.
    • Пророческий — четвертый ряд. Он появился еще позже, в XV веке, и состоит из изображений ветхозаветных пророков, которые располагаются слева и справа от центрального образа Богоматери Знамение (Богоматерь с поднятыми вверх руками в образе молящейся заступницы).
    • Праотеческий — пятый ряд. Возник в конце XV века, изображает библейских прародителей: Адама и Еву, Авеля, Ноя, Моисея и других. В центре этого ряда расположена икона Троицы.
    • Последние для ряда символизируют ветхозаветную церковь, которая находится под покровительством единого в Троице Бога.

    Какие бывают храмы

    Снаружи храм может выглядеть по-разному. Собрать все типы церквей, которые были возведены русскими зодчими, никак не получится, ведь их очень много, поэтому остановимся на наиболее узнаваемых типажах.

    Новгородская школа, XIII–XVI века

    Церкви Великого Новгорода уникальны. Во-первых, они одни из древнейших, ведь смогли пережить татаро-монгольское иго (до Новгорода монгольское войско так и не добралось). Во-вторых, здесь долгие годы сохранялись местные традиции и отсутствовало влияние со стороны Москвы.

    Особенности новгородского храма:

    • стены сложены из камней различного размера и даже разных пород. Отличный пример — церковь Петра и Павла в Кожевниках;
    • церковь всегда небольшая, квадратная в плане, с трехлопастным завершением, то есть стены храма с внешней стороны похожи на трилистник. Пример — церковь Федора Стратилата;
    • большое количество декоративных элементов на фасаде: кресты, жгуты, арочки, пояски. Одна из образцовых в этом смысле церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Внутри этого храма еще можно увидеть фрески знаменитого иконописца Феофана Грека.
    Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Великом Новгороде
    Церковь Петра и Павла в Кожевниках
    Фото: Kamenaskiyan (CC BY-SA 4.0)
    Церковь Федора Стратилата
    Церковь Федора Стратилата
    Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 3.0)
    Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
    Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
    Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 3.0)

    Новгород очень долго отстаивал свою независимость, пока в конце XV века Москва не подчинила его силой оружия. С этого времени началась активная перестройка города в типично московской кирпичной технике, и к XVII веку новгородская архитектура уже ничем не отличалась от архитектуры других мест в России.

    Значит ли это, что приемы новгородской школы больше нигде не использовались? Точно нет. Так, когда в начале ХХ века в моде был неорусский архитектурный стиль, зодчий Алексей Щусев построил в Москве Покровский собор, ставший центром Марфо-Мариинской обители. Многие элементы этой церкви были восприняты от новгородских и псковских церквей XII–XIV веков, например красивый декор на фасаде, выполненный скульптором Сергеем Коненковым.

    Покровский собор, Марфо-Мариинская обитель
    Покровский собор, Марфо-Мариинская обитель
    Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 3.0)

    Псковская школа, XIII–XVI века

    Псков долгие годы находился в политической зависимости от Новгорода, поэтому местное зодчество продолжает новгородские традиции, например декоративное завершение фасада. Однако проявились и свои особенности:

    • к церкви почти всегда примыкают служебные помещения, расположенные очень несимметрично. Пример — церковь Николы со Усохи;
    • звонницы в виде небольшой стенки с пролетами для колоколов. Их размещали на стене храма или над крыльцом. Такие звонницы можно увидеть в церкви Петра и Павла с Буя или в церкви Богоявления с Запсковья;
    • использование известняковой плиты в качестве строительного материала, что придавало постройкам мягкость и пластичность. И сегодня замазанные известковым раствором стены кажутся словно вылепленными из глины;
    • псковские храмы не расписывались изнутри. Единственным ярким пятном был иконостас.
    Иконостас в церкви Петра и Павла с Буя
    Иконостас в церкви Петра и Павла с Буя
    Фото: © А.Савин/Викисклад
    Церковь Николы со Усохи
    Церковь Николы со Усохи
    Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 3.0)
    Церковь Петра и Павла с Буя
    Церковь Петра и Павла с Буя
    Фото: Rod vlad (CC BY-SA 3.0)

    Входя в состав централизованного государства, Псков, хоть и был «младшим братом» Новгорода, не испытал столь резкого перелома при насаждении новых архитектурных традиций. Даже в XVI и в XVII веках здесь продолжали работать местные школы, которые старались развивать архитектуру по-своему. Окончательно город попал под московское влияние лишь в начале XVIII столетия.

    Московская школа, XV–XVI века

    Московские храмы наследуют владимиро-суздальской школе. Отличный пример —Успенский собор в Московском Кремле. Для его постройки пригласили видного мастера из Италии Аристотеля Фиораванти, но не позволили строить так, как он привык у себя на родине. Вместо творческой свободы архитектору дали четкие указания: отправиться во Владимир, изучить тамошний Успенский собор и построить в Москве такой же.

    Фиораванти отлично справился с этим заданием, и в итоге на территории Кремля мы можем видеть брата-близнеца владимирского храма. Стены московского собора имеют такие же полукруглые завершения внешних стен (закомары), пять глав, тонкие колонки на лопатках и архитектурно-колончатый пояс, обходящий вокруг здания.

    Успенский собор в Московском Кремле
    Успенский собор в Московском Кремле
    Фото: Jorge Láscar/Flickr.com
    Успенский собор во Владимире
    Успенский собор во Владимире
    Фото: Mike1979 Russia (CC BY-SA 4.0)

    Но что же тогда имеется типично московского в церквях XV века?

    • Самостоятельный высокий цокольный этаж, поэтому порталы располагаются так высоко, что к ним ведут парадные лестницы;
    • кокошники, представляющие собой, по сути, ложные закомары. Если границы закомар показывают, как и где внутри расположены своды, то кокошники созданы как декоративные элементы и находятся чаще всего у барабанов, на которых возведен купол.

    На самом деле московская школа на этом не заканчивается, ведь на рубеже XV–XVI веков становится уже не местным, а общерусским явлением в зодчестве. Укрепление экономики русского централизованного государства привело к невероятному по своей интенсивности развитию монументального строительства. В XVI веке в России было построено больше церквей, чем за предшествующие шесть столетий.

    Для значимых городских центров возводились пятиглавые соборы, подобные Успенскому в Кремле, как, например, Успенский собор в Ростове или Софийский в Вологде. Когда же нужен был небольшой храм, его строили одноглавым, как церковь Исидора Блаженного в Ростове, и это явная дань уважения уже новгородским традициям с их тяготением к трехлистным фасадам и архитектурным планам в форме квадрата.

    Успенский собор в Ростове Великом
    Успенский собор в Ростове Великом
    Фото: Алексей Задонский (CC BY-SA 4.0)
    Софийский собор в Вологде
    Софийский собор в Вологде
    фото: Alx0yago (CC BY-SA 4.0)

    Параллельно процессу концентрации в Москве художественных сил со всех российских городов происходил еще один: с XVI века зодчие занимались активным поиском новых архитектурных форм. Они стремились создать сооружение, которое могло бы восприниматься и как скульптурный памятник. Иными словами, надо было создать такой храм, который был бы уже не простой церковью, но и монументом определенному событию в русской истории.

    В тридцатых годах XVI века эти поиски вылились в грандиозный проект — возведение церкви Вознесения в подмосковном селе Коломенском, которое тогда было за границей Москвы. Считается, что храм был построен для моления о чадородии царской четы, Василия III и Елены Глинской, которые долгие годы были бездетными. Основание церкви было готово в год появления на свет будущего царя Ивана Грозного.

    Что необычно в этой постройке, так это ее острое шатровое покрытие, которое делало здание уникальным в своем роде. Ведь такого типа завершения вообще не свойственны кирпичным церквям, шатры, скорее, можно встретить в деревянных храмах. Есть также версия, что эта форма навеяна военным зодчеством, так как похожие шатры использовались для боевых башен. Впрочем, каков бы ни был прототип церкви Вознесения, сама по себе она абсолютно самобытная, и подобных построек не найти в других странах.

    Церковь Вознесения в Коломенском
    Церковь Вознесения в Коломенском
    Фото: Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 4.0)

    После строительства церкви Вознесения каменное шатровое зодчество получило широкое распространение в России. Его развитие можно увидеть, например, в более сложной постройке собора Василия Блаженного или, наоборот, в упрощенной церкви Брусенского монастыря в Коломне.

    Московская школа, XVII век

    В середине XVII века строить шатровые церкви запретили. Точная причина до сих пор неясна, скорее всего, шатровая церковь казалась недостаточно каноничной. Но зодчие и заказчики уже успели так полюбить эту форму, что не готовы были совсем отказаться от нее. И тогда шатровыми начали строить не храмы, а только колокольни. При этом фасад церкви все равно претерпел некоторые изменения по сравнению с предыдущими столетиями.

    Вот что это были за новшества:

    • декоративные детали стали мелкими и покрывали весь фасад, как, например, в московской церкви Троицы в Никитниках;
    • фасад становится очень ярким, многоцветным, как храм Григория Неокесарийского в Москве;
    • активное применение изразцов. Их стали использовать в качестве одиночных вставок и наличников для окон, как в московской церкви Троицы в Останкине.
    Храм Троицы Живоначальной в Никитниках
    Храм Троицы Живоначальной в Никитниках
    Фото: Lodo27 (CC BY-SA 3.0)
    храм Григория Неокесарийского в Москве
    Храм Григория Неокесарийского в Москве
    Фото: © А.Савин/Викисклад
    Храм Троицы Живоначальной в Останкине
    Храм Троицы Живоначальной в Останкине
    Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 3.0)

    В целом в это время намечалось активное развитие узорочья, где тон задавала семья Нарышкиных. Этот архитектурный стиль наиболее проявился в архитектуре следующего периода.

    Московское («нарышкинское») барокко, XVIII век

    Московское барокко практически не связано с итальянской версией этого направления. Оно было вполне самобытным и проявилось в строительстве небольших церквей при усадьбах знати, близкой к царскому двору. Это были ярусные постройки нового плана: нижний ярус обычно строился квадратным, а на нем возводили восьмиугольный объем. Такую конструкцию прозвали «восьмерик на четверике». Завершалась композиция барабаном и главкой.

    Часто здание находилось на подклете (цокольном этаже) и было обнесено открытой галереей. Фасад таких построек всегда изобиловал разного рода украшениями, особенно в обрамлении окон и дверей. По карнизу обычно проходила полоса резных элементов, названных в народе «петушиными гребешками», а углы фасада укреплялись (фланкировались) колоннами классического типа. Отличный образец этого стиля представляет собой церковь Покрова в Филях. К основному объему квадратного плана примыкают с разных сторон полукруглые пристройки, отчего церковь больше похожа на дворец с парадными лестницами, чем на религиозное сооружение.

    Церковь Покрова в Филях
    Церковь Покрова в Филях
    Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 3.0)

    Наиболее праздничной версией московского барокко стал храм Знамения в селе Дубровицы. В нем впервые в истории русской религиозной архитектуры появился совсем европейский элемент: оформление фасада скульптурами, что ранее было просто немыслимо. Внутри вместо росписи лепные барельефы, выходящие в трехмерное пространство. А самое необычное — это купол, который закрыт кованой золоченой царской короной, настоящая метафора подчинения религиозного светскому, что и произошло при Петре I.

    Храм Знамения в селе Дубровицы
    Храм Знамения в селе Дубровицы
    Фото: Vladimir Varfolomeev/Flickr.com

    Храмы XIX и ХХ веков

    На следующей стадии развития русского религиозного зодчества идет активное цитирование европейских архитектурных приемов. Например, колоннада Казанского собора в Петербурге навеяна площадью Святого Петра, а фасад, схожий с фасадом ватиканского собора, можно увидеть на Исаакиевском.

    В это время многие русские зодчие отправлялись в Италию, чтобы вдохновиться ее произведениями архитектуры. Параллельно в Москве стали появляться проекты, которые всем своим обликом говорили о стремлении к русской самобытности. Речь идет о первой версии храма Христа Спасителя.

    Изначально собор должны были возвести на Воробьевых горах, чтобы его было видно издалека, чем и обусловливался его грандиозный масштаб. Однако, поставленный на Волхонке, он стал, по словам исследователя русского искусства Михаила Алленова, символом «не красоты меры, а безмерности силы… в нем нагляднее всего выступает то свойство, которое в собственном смысле есть эклектика: смешение разнородного, чреватое нехудожественным произволом».

     Храм Христа Спасителя
    Храм Христа Спасителя
    Фото: Ivan BC/Flickr.com

    Храмы сегодня

    Если при возведении церкви раньше призывали лучших архитекторов, иконописцев и художников, то сегодня самый распространенный вариант храма — типовой. Поэтому место зодчего теперь занимает инженер, а художника — маляр. Архитектура церквей наших дней считается одним из самых болезненных вопросов в градостроительстве, а все потому, что до сих пор «нет ни одного примера, который перерос бы идеи цитирования, копирования и заигрывания с историей».

    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве, Москва
    Фото: Brateevsky (CC BY-SA 3.0)
    Христианство
    Дата публикации 25.10.2021

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.