Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

Зимний хайк на Лофотенах, или Почему не стоит рисковать здоровьем ради хорошего кадра

Колонка Романа Коршунова о том, как не надо делать.

Привет, меня зовут Роман Коршунов, я пейзажный и тревел-фотограф, в феврале 2018 года мы с друзьями поехали в путешествие по Скандинавии. Несколько дней провели в финской Лапландии, а потом уехали на Лофотенские острова, где случился самый опасный хайк из всех, что у меня были. Риска можно было бы избежать, если более ответственно подходить к вопросу, следовать правилам и предостережениям, а не игнорировать их.

Лофотены зимой — это отличная от летней атмосфера: вода, например, становится глубокого синего цвета и резко контрастирует с заснеженными скалами. Здесь вообще невероятная природа — нигде в мире нет ничего похожего.

Фото: Роман Коршунов https://www.instagram.com/romcore/

Многие треки недоступны для людей без альпинистского оборудования из-за сильного обледенения. Мы же спонтанно приехали из Финляндии в Норвегию, поэтому у нас не было ни трекинговых палок, ни кошек (металлические приспособления для передвижения по льду и фирну, крепятся на ботинки). Мы и не думали, что они могут нам пригодиться.

Мы пропустили информацию о том, что трек на Рейнебринген закрыт, поэтому у нас не было четких представлений, как это опасно. В инстаграме никто про зимние треки не рассказывает.

Рейнебринген находится рядом с маленькой рыбацкой деревней Рейне в месте Москенесёй. Сама гора невысокая (448 метров), но очень крутая, трек занимает всего один километр. Но цифры обманчивы. Перед каждым треком на Лофотенах мы смотрели описание тропы, но почему-то в этот раз слова «hard, steep, slippery» в описании нас не смутили. Ну какой там может быть hard, ведь всего один километр? Даже если и так, то мучиться придется недолго.

Описание трека. Фото: Роман Коршунов, https://www.instagram.com/romcore/

Рассвет — мое любимое время для съемок, поэтому задача была забраться на гору до восхода солнца. Когда мы стояли у начала трека и смотрели на эту невысокую гору, я думал: сейчас быстро забежим, минут за 40, и будем спокойно ждать рассвета. Без снегоступов, трекинговых палок, в больших теплых куртках.

Мы пошли в темноте и увидели, как еще два человека тоже начали подниматься. Трек только начали обустраивать и в его начале установили большие каменные ступени. Улыбнулись от того, как эти двое шагают по ним в снегоступах и с палками. На нас же были только трекинговые ботинки, поэтому мы быстро их перегнали.

Фото: Роман Коршунов, https://www.instagram.com/romcore/

Но потом снова мы встретились уже совсем в других условиях. А точнее, когда я поскользнулся и полетел вниз. Меня поймали и предложили все-таки надеть снегоступы (у ребят были запасные).

Наши товарищи, оказавшиеся французами, сами уже давно переоделись в кошки. Я, конечно же, предполагая будущую опасность, согласился и почти сразу об этом пожалел. Начались очень опасные участки, когда слой снега стал постепенно уменьшаться, и мы начали подниматься по льду, где важно было вдалбливаться в него, чтобы подниматься как по лестнице. В снегоступах делать это было невозможно.

А небольшие шипы, которые есть снизу креплений, не сцеплялись со льдом. Я решил все-таки остаться в ботинках, сейчас понимаю, что это было одно из немногих правильных решений, потому что потом приходилось делать очень широкие шаги, лезть под камнями, я не представляю, как делал бы это в снегоступах.

Но все равно это еще, как говорится, были только цветочки. В какой-то момент положение перешло в вертикальную плоскость, когда ты перестаешь идти и начинаешь карабкаться на всех четырех. Летом, скорее всего, в такое положение подъем переходит гораздо позднее (если вообще переходит). Понятно, что в трекинговых ботинках не всегда можно продолбить себе ступеньку, а даже если и получилось, то об устойчивости нет речи.

Фото: Роман Коршунов, https://www.instagram.com/romcore/

В месте, где я сорвался в первый раз, было еще не высоко, довольно много снега и небольшие деревья. Страх начал заполнять все тело в момент, когда я оглянулся, понял, что устойчивость минимальная, вокруг только обманчивый снег (который на самом деле просто тонким слоем покрывает корку льда), никаких деревьев, ощущение высоты и холодный ветер, бьющий в лицо. Вот тогда я уже начал задумываться о том, сколько еще осталось идти и что же будет дальше.

Дальше началось самое сложное: стало некуда наступать. Почти не было ровных поверхностей, только камни, которые полностью обледенели. Кошки быстро бы сцепились со льдом, но ботинки скользили. В один момент я просто встал и не знал, куда идти, потому что гора стала совсем крутой, вокруг камни и лед, все покрыто небольшим слоем снега, и непонятно, куда действительно можно наступать, а где можно поскользнуться и полететь вниз.

Я шел не один, Тарас, мой хороший друг, ходил в более сложные треки на Камчатке. Он давал мне советы, куда наступать, сам делал тестовые шаги и проверял лед. А мне оставалось просто идти по его следам. Все кажется простым, если бы не страх.

Фото: Роман Коршунов, https://www.instagram.com/romcore/

В конце пути страх уже сильно мешал, потому что в голове проносились сотни мыслей о подъеме, спуске, а еще солнце начало вставать, и надо было торопиться. В итоге забирались мы около четырех часов, и последний час был очень эмоционально напряженным. Настолько, что, когда мы поднялись на вершину, я не почувствовал вообще ничего.
    Лицо было искривлено гримасой страха, а ходить по вершине было настолько страшно, что я почти ползал. Наверху мы встретили наших французских друзей, которые были явно удивлены, что мы забрались наверх. Как мы потом узнали, многие туристы без оборудования забираются до определенного участка, а потом спускаются вниз из-за опасности.

Некоторое время я не мог снимать, стоял и думал о том, как буду спускаться. В такие моменты главное — не дать страху прогрессировать. Я все равно достал камеру, начал делать много кадров невпопад, просто чтобы отвлечься, а потом совсем пришел в норму и сделал, наверное, свои самые любимые снимки из поездки.

По поводу спуска рассказывать особенно нечего. Мы довольно комфортно спустились по своим же следам, светило солнце и теплый ветер Гольфстрима обдувал лицо. Спускаться спиной оказалось легче, а в относительно пологих участках мы съезжали на попе.

Забавно было спуститься и увидеть большую предупреждающую вывеску про трек на Рейнебринген, где не советуют ходить без гида, потому что это может быть опасно. Там же мы узнали про сбор средств на строительство трека, а потом увидели брошюры на эту тему в нашем отеле, мимо которых мы проходили каждый день.

Фото: Роман Коршунов, https://www.instagram.com/romcore/

Если бы меня спросили, жалею ли я, точно бы ответил, что нет. Но это только потому, что я в этом плане действительно немного сумасшедший. Готов лезть на любую гору, в любую погоду, сколько угодно времени, чтобы сделать заветные кадры. Снимки я сделал, впечатления получил, но и урок извлек: теперь знаю, насколько важно иметь оборудование и обращать внимание на предостережения.

Но если вы просто любитель куда-нибудь подняться, встретить рассвет в красивом месте, то, наверное, лучше оставить идею и вернуться летом.

СоветыНорвегияБезопасность
    Дата публикации 18.04.2018

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.