Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

Едем по Исландии на велосипеде

Возможно, лучший способ посмотреть самую красивую северную страну в мире!

От редакции: Мы очень любим истории путешественников на велосипедах, пешком, на каяках, мотоциклах и любом другом транспорте, кроме самолетов, — это дает ощущение перемещения и ценность пройденного расстояния.

Как раз такая и эта история — про четверых ребят, которые путешествовали по Исландии на велосипедах. При этом один из велосипедов был сделан самостоятельно!

Материал впервые опубликован в печатной версии журнала про велопутешествия «Циклист» и перепечатан с разрешения издания. Рекомендуем тем, кто интересуется велокультурой и путешествиями следить за новыми выпусками на сайте / на странице в Facebook.

Слова: Костя Носков, Алина Громова, Алексей Киристаев и Таня Орешкова.
    Фотографии: Костя Носков, Таня Орешкова

Исландия: начало

Костя:
    Всегда мечтаю отправиться в большое путешествие совсем один, но потом происходит что-нибудь. Сначала Татьяна, с которой мы были едва знакомы, покорила меня своей решительностью купить билеты на год вперед и обязательно полететь вместе со мной колесить по Исландии. Потом мой старый друг Леша заявил, что уже варит в гараже неведомый четырехколесный агрегат для этого путешествия, так что ему было невозможно отказать. В последний момент появилась Алина, которая очень много ходит в походы и как раз в Исландию мечтала попасть больше всего на свете.

В итоге я даже не знаю, как бы мы справились без нее, потому что времени в последние дни перед вылетом ни у кого не было, и Алина сильно помогла со снаряжением.

Все четверо были ко всему готовы — у каждого за спиной были различные приключения. Незадолго до нашего тура Леша бегал на Эльбрус, Костя покорял то ли Везувий, то ли Этну, Таня бежала невесть какой по счету марафон, Алина спала в снежной норе в Лапландии и мчалась на коньках по замерзшему Ботническому заливу.

Все это не помешало нам почти всю первую неделю беспрерывно сталкиваться с неожиданностями, ехать ночью и спать днем, менять план на ходу и постоянно опаздывать.

Таня:
    На момент подтверждения моего участия в авантюре мы были знакомы с Костей всего пару дней. Где-то между строк затерялось, что мы отправляемся в самую настоящую экспедицию с палатками и нам предстоит проехать весь путь на велосипедах. Видимо, мой мозг отключился после первого упоминания об Исландии и запустил красочное слайд-шоу открыточных видов природы под шум водопадов и крики диких птиц.

Наверное, все прекрасное у нас происходит из-за других людей, сами по себе мы бы не увидели той невозможной красоты, просто не смогли бы. Последний раз я держала велосипед в руках лет пять-шесть назад.
    Игнорируя здравый смысл и регулярные тренировки, я отправилась в лучший отпуск в своей жизни. Трудности обещали быть огромными.

Климат

Костя:
    В Исландии обычно холодно. Не очень холодно только с середины июня до середины августа. В эти два месяца туда едут все, это самый высокий сезон, поэтому и так недешевая аренда всего в эти месяцы становится невероятно дорога.

Вроде как кто-то едет и в мае, и в сентябре. На машине по кольцу это еще ничего, но на велосипеде или пешком в горах было бы не очень приятно.

Даже летом погода действительно холодная. Обычно +14 — это предел. Обычное для гор дело: с одной стороны хребта может почти весь год идти ливень и дуть шквалистый ветер, а с другой быть солнечно. Примерно половину дней из нашего путешествия лил дождь.

Доставка велосипедов

Алексей:
    Так решил Костя — не тащить с собой свои велики и не брать их в аренду в Исландии, на три недели это не гуманно по цене. В итоге заказали через сайт SportsDirect.com три велосипеда Muddyfox Energy по 100 евро на адрес нашего знакомого в Рейкьявике. Велики были выбраны с надежной стальной рамой, без подвески, с 27 скоростями и ободными тормозами.

Костя:
    Для поездки по Исландии нужен именно горный велосипед — едешь по каменистым грунтовкам с резкими подъемами и спусками, перевалами, бродами и, как выяснилось позже, еще и снегом.

В обычной жизни и других путешествиях именно горный велосипед никому из нас был не нужен, поэтому решили заказать в интернет-магазине самые простые, как кочерга, горные велосипеды, в которых решительно нечему было ломаться.

Алина:
    Мне, например, было нечего везти с собой. Ржавая Helkama, на которой я езжу за молоком, не сгодилась бы для лавовых полей. Таня и Костя летели с пересадками.

А вот Леша взял с собой все — он выстроил единственный в своем роде четырехколесный веловнедорожник. По слухам, в день вылета он еще что-то приваривал к нему в гараже.

Спасибо, КЭБ. Кастомный веломобиль едет в Исландию

Алексей:
    Я решил не покупать стоковый велик, а сварить собственную многоколесную конструкцию в мастерской Клуба энтузиастов биотранспорта (Московский КЭБ). Обычные велосипеды не удовлетворяют меня по эргономике и комфорту, поэтому я выбрал четырехколесную схему с автомобильной посадкой водителя. Такие машины с мускульным приводом называются веломобилями.
    Пришлось пожертвовать высокой скоростью, но даже на груженом веломобиле мне удавалось поддерживать скорость по плоскому шоссе 15–17 км/ч.

Сзади была грузовая платформа для туристического рюкзака объемом 80 литров. Багажную платформу сварили из стальной 10-миллиметровой трубки, она была силовым элементом рамы, хотя ее было легко демонтировать. Благодаря грамотной развесовке по осям веломобиль не опрокидывался назад при крутых подъемах. Заднего багажника было вполне достаточно, хотя иногда я крепил часть груза на передней раме или под сиденьем.

Особые технические решения

Высокие эксплуатационные характеристики спроектировал конструктор веломобиля и председатель КЭБа Вениамин Ульяновский. Уже более 40 лет он конструирует веломобили, и некоторые технические решения в моем веломобиле уникальны.

Например, привод со своей цепью от каждого шатуна на общий промвал, что позволило разместить все цепи снаружи рамы, расположение кареточных узлов на подвижном П-образном элементе для регулирования натяжения цепей и удобства разборки, тросовое крепление спинки и багажной платформы.

Размер колес — 20 дюймов, общий вес веломобиля — 30–33 килограмма. Изготовление такой веломашины заняло порядка 50 дней при восьми-десятичасовом рабочем дне и полностью оборудованной мастерской.

У веломобиля 24 скорости. Задние колеса имеют независимую подвеску и амортизаторы. Спереди я установил дисковые тормоза. В разобранном виде веломобиль влез в упаковку 220 х 650 х 950 миллиметров.

Материал рамы — круглые и квадратные профили из углеродистой стали, сварка осуществлялась полуавтоматом в среде СО2. Некоторые детали (например, оси колес, втулки задней подвески) пришлось заказывать на токарном производстве. Сама конструкция была спроектирована быстроразборной специально для перевозки самолетом под видом велосипеда.

Московскому КЭБу, где собран веломобиль, в 2016 году исполнилось 30 лет. История КЭБа уникальна и требует отдельного рассказа. Достаточно упомянуть, что к концу 1980-х в КЭБ входило более 300 инженеров, конструкторов, энтузиастов и просто талантливых людей.

Сейчас в мастерской КЭБа мы трудимся над изготовлением скоростных рекордных веломобилей, грубо говоря, двухколесных скоростных велосипедов с полулежачим положением пилота и полностью закрытым аэродинамическим обтекателем. Проводим исследования по совершенствованию аэродинамики и приводной части скоростных веломашин. Я испытываю и пилотирую велотехнику, команда КЭБа «Тетива» регулярно выезжает в США, Германию и участвует в установлении наземного рекорда скорости только за счет мускульной силы человека.

В 2015 году команда университета Торонто установила абсолютный рекорд скорости в спринте — 139,45 км/ч, мой личный рекорд 2014 года — 101,58 км/ч, но в этом году я рассчитываю его улучшить.

Транспортировка веломобиля

На стойке регистрации к хорошо упакованному багажу относятся чаще всего положительно, но в Домодедово меня отправили на весы и заставили оплатить перевес.
    Габариты веломобиля в сложенном и упакованном виде даже меньше, чем у стандартного велосипеда с колесами, поэтому в Рейкьявике мне повезло: на весы меня не загоняли, прошел по обычному велосипедному тарифу — 50 евро.

Вопросы возникли на рентгеновском контроле в Домодедово — упаковка и так еле-еле влезла в интроскоп, что именно изобразилось на экране, я могу только вообразить. Некоторое время я потратил на то, чтобы доказать службе безопасности, что это обычный велосипед, только разобранный.

Рейкьявик

Алексей:
    Когда мы все собрались в кемпинге в Рейкьявике, оказалось, что велики, прилетев самолетом из Великобритании, попали в заложники на исландской таможне и ожидают выплаты местного НДС.

Оплатить нужно было до десяти утра, сообщение пришло в 10:15. Была суббота, 11 июня, таможня не работала, нужно было ждать понедельника. Наш местный исландский знакомый очень выручил нас, оплатив НДС — мы не смогли это сделать с телефона на сайте исландской таможни.

Курьер DHL вывалил три огромных коробки прямо на тротуар у дома нашего исландского товарища Хельги.

Костя:
    Скрутили велики там же — во дворе под веревками для сушки белья

Алина:
    В конце нас ждал сюрприз: к багажникам всех трех велосипедов прилагались крепления шире, чем отверстия для них. Так что пришлось закупить кое-какие детали в строительном магазине. Потратили в результате весь день и стартовали в 11 вечера. Благо солнце в Исландии в июне не садится.

Костя:
    Поскольку велики были новые, то должны были протянуть эти несколько сот километров. Расчет был правильным: ни одной поломки не было, даже ни одного прокола. Единственный большой недостаток — это обычные ободные тормоза. После первой сотни километров их надо все время подтягивать, а потом они вообще перестают толком тормозить.

Алина:
    С собой мы взяли 40 килограммов еды: гречку, пшено, рис, овсянку, макароны-буковки, 20 шоколадок. Я одолжила у финского турклуба модную трехместную палатку Hillenberg. А Таня взяла GoPro, на которую мы наснимали немало гравия и неба от недостатка операторской сноровки.

Костя:
    Оказалось, что в Исландии не все дорого — есть действительно дешевые продукты в супермаркетах (например, в сети Bonus). Крупы и макароны точно можно не брать.

Алексей:
    На свой багажник я нагрузил примерно 30–35 килограммов еды, у ребят велосумки весили килограммов по 15–20 со всеми вещами.

Исландия: дорога

Выехали из Рейкьявика по 41-й трассе, свернули на 42-ю дорогу и попали в геопарк — геотермальную зону Селтун. Там мы не нашли свой кемпинг и разбили лагерь посреди лавового поля, покрытого мхами.

Алексей:
    За первые 100 километров у меня сильно протерлись задние покрышки — я поставил совковые покрышки с антресолей. Отремонтировали их черной изолентой, а позже я приобрел в спортмагазине отличные покрышки Bontrager и пару запасных подшипников в магазине тракторных запчастей.

Накопилось отставание от графика, мы решили сэкономить время и доехать на автобусе от Селфосса до Вика. Нам повезло с автобусом — приехал с багажным отделением, а не маршрутка, и мы втроем очень удачно в него загрузились.

Константина отправили на велосипеде, так как он не хотел ждать три часа автобус. 120-километровая дорога заняла у него порядка девяти-десяти часов с остановками.

Трасса до Вика однополосная и с плотным трафиком, велосипедисты собирают там за собой большие пробки. По этой трассе есть пара красивых водопадов (Сельяландсфосс, Скоугафосс), пещер и вулкан Эйяфьядлайёкюдль, который навел шороху в Европе в 2010 году.

Проведя в кемпинге в Вике пару ночей, мы двинули по трассе № 1 на восток. За пару дней удалось доехать до поворота на дорогу F208, где наша группа разделилась — Таня на попутках двинулась далее на восток вокруг Исландии, а мы втроем стали подниматься в горы. В конечном итоге за три дня мы добрались до кемпинга в Ландманналаугаре. Там снова разделились — я на автобусе поехал в Рейкьявик (содрали 11 500 крон за проезд и провоз веломобиля), а Константин и Алина продолжили путь на велосипедах через кемпинг Árnes в Рейкьявик. Все снова встретились.

Ночевка на лаве

Не нужно заранее беспокоиться о кемпингах, на поляне всегда есть свободные места для палаток. Стоит это удовольствие всего 7 евро за человека за ночь, в исключительных случаях 15, впрочем, никто не лезет ночью в палатку с фонариком, чтобы сосчитать сколько точно человек в ней спит. В больших кемпингах есть общая кухня, душ, туалет, интернет, гриль и многое другое.

Люди очень активно обмениваются вещами, которые им больше не нужны, через полки Free Stuff. Легко можно найти почти полные баллоны с газом и кучу важных мелочей для походной жизни. Особенно то, что нельзя перевозить на самолете.

Дикая стоянка, вопреки легендам, очень возможна и часто даже приятнее кемпинга. По закону вы имеете право стоять лагерем из трех палаток (не более) двое суток на одном месте, если там нет обозначений, что это чья-то земля. Естественно, нельзя жечь костры, хотя все, что горит, сожгли еще викинги.

Алина:
    Часть ночевок была в кемпингах, но больше половины — просто посреди замечательного исландского мха. Там, где симпатично и есть пресная вода поблизости.

Костры разводить почти нигде нельзя и не из чего. Деревья на нашем пути попались только в заповедном лесе Тора. Так что нужно запастись горелкой заранее, а газ купить где-нибудь в Рейкьявике.

Непредвиденное

Костя:
    Маршрут сильно менялся по ходу: мы не сразу забрали велосипеды, потом были непредвиденные остановки. Участки дороги были очень разные. Где-то проехали 120 километров по асфальту под гору — быстро и легко, где-то из-за сильного ветра с трудом преодолели 50 километров.
    На закрытой для машин дороге мы тащили велосипед с вещами на себе через снежники, броды и перевалы. В таких местах очень красиво и интересно, но даже 15 километров здесь — серьезное испытание.

По основным дорогам Исландии ходят рейсовые автобусы, поэтому обычно можно проехать часть пути на автобусе. Все они берут велосипед в багаж, а автобусы S даже делают это бесплатно. Лично я все расстояние проехал сам — около 600 километров.

Есть очень хорошая велосипедная карта Исландии, на которой обозначено все важное. При составлении маршрута мы руководствовались в основном ей.

Алексей:
    Карта составлена велоэнтузиастами, редактируется каждый год. На ней указаны типы дорог, трафик, ветры, броды, ремонтные работы, уклоны и их градиенты, популярные достопримечательности, туннели, магазины для велосипедистов, сайты с кемпингами, горные хижины и многое другое.

Алина:
    Еще Костя нашел полезную сезонную карту направлений ветров. Когда мы только прибыли в Исландию, несколько жителей Рейкьявика ужаснулись нашему плану педалировать в необитаемые горы в центре страны. Они говорили, что это безумие, путь к погибели, что оттуда еще никто не возвращался. Но это ерунда, конечно. Оказалось, что сами они там ни разу не бывали.

Путь закрыт

Наш путь лежал и через шоссе, через тропы, гравийные горные дороги, снег, реки, крутые спуски и резкие подъемы на несколько сотен метров. Иногда получалось проехать всего 30–40 километров, а в последний день мы проехали 120. Мне тогда особенно хорошо крутилось: мы въехали в Рейкьявик в два часа ночи — за два часа до автобуса к моему самолету домой.

Костя:
    В Исландии дороги закрывают. Обязательно проверяйте ситуацию на сайте. Если дорога закрыта, это значит, что там гигантские снежные завалы, разлитые ледяные реки, глубокие броды, дорога теряется из вида. На машине там действительно проехать нельзя, а пешком и на велосипеде займет много времени.
    По такой дороге можно было проехать процентов 20 всего пути. Я смотрел, закрыты ли дороги в сентябре. Они были открыты. И сейчас они тоже открыты. Так что если все равно, когда мерзнуть, но хочется купить не такие дорогие билеты, то лучше ехать после высокого сезона. Может, не увидишь таких снегов и разлитых рек, зато можно больше проехать и увидеть что-то еще.

Алина:
    Большинство дорог в центре страны закрыты почти круглый год. О них можно наверняка прочесть кучу страшилок в интернете. Трасса F208, которую мы планировали проехать целиком, была объявлена полностью непроходимой до конца недели.

На пути из проезжавшей машины выскочила местная пожилая дама и с британским акцентом, как у всех исландцев, объяснила нам: «There is only ice, snow, water, no road».

В точности так и оказалось, когда мы добрались до заграждения. Но три дня по этой трассе, идущей сквозь два заповедника, были сказочными и крутыми. Стоит иметь в виду, что почти всю дорогу приходится толкать велосипед рядом с собой, переходить бесчисленные броды и быть готовым к тому, что хороших мест для ночевки крайне мало.

За пару километров до конца закрытого участка мы впервые встретили людей — навстречу нам двигалась компания британцев на максимально крутых фэтбайках. Наши велики за 110 евро вызывали смех или слезу. На англичанах был латекс с ног до головы, а на головах — какие-то сетки от летучих насекомых. Но никто из них не сидел в седле — они шли пешком по снегу со своими фэтбайками. Говорит ли это о дороге, о фэтбайках или об англичанах, я не знаю.

Моменты

Алексей:
    Помимо неописуемой красоты природы и фантастических пейзажей, мне лично очень запомнились суточные переходы, постоянный холод. Приходилось надевать три пары штанов, две флиски и два дождевика, две пары перчаток. В остальном — классические горные развлечения с подъемами по 12–15% и более, гравийки, многочисленные снежники, перевалы «по семь горизонтов», десятки бродов через ледяные горные реки, через некоторые реки переходили с грузом через подтаявшие снеговые мосты. На дороге F208 мы за трое суток не встретили ни одной живой души.

Костя:
    Черные пляжи с вулканическим песком очень красивы, но еще красивее в Исландии горы, покрытые зеленым мхом вулканические плато, ледники с темно-синими прожилками. И чем это все дальше и менее доступно, тем большее впечатление производит.

Таня:
    Невозможно много красоты вокруг. Фотографиями не передать и жалкой части тех эмоциональных пейзажей, это лишь верхушки айсбергов. Лучший вид — тот, что не ограничен оконными рамами.
    Природы красивее мои глаза пока не видели, а снимки на моем телефоне не отличишь от кадров на страницах National Geographic. Путешествие с палаткой — кайф и маленькая свобода.

Прощай, велосипед

Алексей:
    Свою веломашину я благополучно доставил обратно в Москву, а ребята оставили велосипеды в Исландии.

Велосипед Кости мы продали в кемпинге вьетнамке за 50 евро, она обещала когда-нибудь перечислить деньги на карту. Таня просто оставила свой велик на заправке. Алина обменяла велик на компакт-диск с психоделическим исландским роком.

Костя:
    Если бы я планировал действительно много заниматься горным велотуризмом, то купил бы хороший велосипед и возил его с собой на самолете. А так дешевле получилось купить и оставить. Если быть находчивее и расторопнее, то можно и продать. Взять подходящий вел напрокат стоило около 600 евро, прокатить свой на самолете — 180, но у меня его нет.

Советы

Если вы хотите объехать все известные достопримечательности, берите напрокат машину или отпуск на три месяца и велосипед, некоторые участки можно преодолевать на автобусе. Не забывайте про теплые вещи и про то, что поможет вам не промокнуть и защитит от ветра.

В высокогорье погода становится лучше, когда подняться выше облаков — странно, но это так, в июне там будет светить солнце и лежать снег. До конца июля в горах вообще очень много снега.

Алина:
    Запредельные исландские цены — в значительной степени миф. Два кофе и два мороженых в придорожной столовой за 19 евро были самыми дорогими в моей жизни, но еда в магазине «Бонус» стоит копейки по любым меркам. Если бы мы это знали, то взяли бы с собой гораздо меньше с самого начала. В горах никаких магазинов, конечно, нет, но вдоль побережья их много, так что можно жить.

Велодетали и любую туристическую экипировку, наоборот, лучше не покупать на месте. Выбор небольшой и в разгар сезона выйдет втридорога.

Алексей:
    Исландия не обещает легкой прогулки. Придется испытывать максимальный дискомфорт: встречный ветер 12 м/с с проливным дождем на затяжных подъемах, холод, вулканический гравий.
    Если какая-то горная дорога закрыта, то туда действительно лучше не соваться — это значит, что дорога погребена под пятью метрами снега или просто смыта горными речками.

Надо тщательно планировать маршрут заранее, читать отчеты, отзывы на форумах (например, на poehali.net).

Везде, даже в автобусах, принимают кредитные карты, наличные я в руках не держал. Туристам с опытом велопоездок с палаткой ранней весной или поздней осенью очень пригодятся полученные навыки в Исландии.

В остальном Исландия дружелюбна к туристам и по праву признана одним из красивейших мест в мире.

Полезные ссылки:

ВелосипедИсландияТравелоги
    Дата публикации 16.12.2017

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.