0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    Как работают и живут гляциологи на Эльбрусе и за что его любят

    Как на Эльбрус смотрят люди, которые изучают его профессионально?

    Эльбрус — спящий вулкан. Он живет, дышит, все запоминает и хранит истории во льду. Нелли Елагина, гляциолог из Института географии РАН, уже несколько лет исследует лед Эльбруса. Она рассказала Perito Burrito о жизни горы, ее настоящем и прошлом. И начала с плохой новости.

    Эльбрус тает

    В конце 1950-х — начале 1960-х гляциологи МГУ выпустили фотоатлас ледников Эльбруса. Они обошли его вокруг — шли пешком, ехали на ишаках, летали на самолетике — и все сняли. Спустя более полувека мы с Russian Travel Geek захотели повторить этот фотоатлас, пройти историческим маршрутом и сделать похожие снимки.

    Интересно было зайти с севера. С юга все хожено, людно и, мягко говоря, загажено, хотя в конце сезона группы добровольцев собирают мусор и вывозят оттуда тоннами. На севере нет канаток, есть базовый лагерь, но немногие туда стремятся. Мы ходили почти нехожеными тропами и подошли к каждому леднику. Вместо самолета у нас был дрон.

    Вид на гору Эльбрус с севера

    Это такой научпоп-проект. Сейчас посчитать изменения объемов льда можно по космическим снимкам, не нужно никуда ходить и ничего фотографировать. Но большинству людей цифры ничего не говорят. За последние 20 лет Эльбрус потерял 20 % своей массы, а площадь его сократилась на 10 %. Это много или мало? Фотоатлас — это визуализация. Вершины не изменились, а ледовая картина почти неузнаваема. Эльбрус сильно тает.

    Эльбрус помнит

    Ледник — это хранилище информации об изменении климата. В нем покоится воздух тех лет, когда этот слой ледника зарождался. Анализируя слой, можно узнать, какой был климат, какие были примеси в воздухе, какая пыль, температура. Содержание углекислого газа в керне коррелирует с температурой: чем больше содержание, тем она выше. В 1940-х резко выросло содержание газа, и это таинственным образом совпадает с началом технического прогресса.

    На леднике горы Эльбрус

    У Эльбруса выгодное положение — он принимает климатический сигнал и из Европы, и с Ближнего Востока, — так что изо льда можно извлечь много информации. В 2018 году на Кавказ прилетела песчаная буря, и Эльбрус засыпало песком из Сахары. Люди просыпаются, а все желтое. Из-за песка ледники стали еще быстрее таять. Однажды, когда мы бурили на плато, все вокруг усыпало бабочками, которых занесло откуда-то вихрем ветра.

    Среди ледников у меня есть любимчики. Например, Уллу Чыран, красивый тройной ледник. Его язык разделен на три части, и все они спускаются в долину. Мы однажды пробирались в тумане, он выглянул из-под облака, и я была поражена — что-то огромное, ледяное, дышащее и пугающее.

    Ледник Джанкуат. Фото: © Вадим Украинцев/Flickr.com

    Некоторые ледники настолько обычные, что их выбирают в качестве опорных, то есть таких, по которым можно судить об обледенении региона. На Кавказе это ледник Джанкуат, на нем уже 10 лет непрерывно ведутся наблюдения. Недавно Гарабаши тоже был признан репрезентативным. Такие опорные ледники нужны, потому что не все они доступны, не везде получается провести измерения. Неизведанных мест на Эльбрусе много, несмотря на то что гора очень популярна.

    Эльбрус живет

    Вся жизнь сконцентрирована в Поляне Азау. Там есть канатная дорога, гостиницы, рестораны, гляциологическая база МГУ и наш маленький вагончик на ее территории. Его колеса уже вросли в землю. На самом вагончике красной краской нарисованы горы (голубого цвета не было). Мы ходим на работу наверх, на ледник Гарабаши. Там у нас, гляциологов, есть домик с крылечком и безумно красивым видом.

    Поляна Азау, гора Эльбрус. Фото: © Lev Yakupov/Flickr.com

    На Эльбрусе вкусно. Обожаю хычины — тоненькие жирные лепешки с сыром, мясом, творогом, зеленью. Еще я очень люблю жау-баур — баранью печень, завернутую в бараний жир. Это блюдо надо есть очень горячим, пока жир не чувствуется, потому что на вкус он ужасен. Еще люблю пиво «Нальчикское» или «Высота 5642». После этой пищи скатываешься с горы, как шарик.

    Сейчас строят новую канатную дорогу до высоты 4200 метров, и мои коллеги-гляциологи консультируют инженеров. Канатка строится на леднике, и надо знать скорость очищения, таяния. Возможно, скоро там будет туристический рай. Пока вся инфраструктура довольно трешовая, хотя есть редкие симпатичные места. Например, горная Leaprus гостиница футуристического вида.

    Эльбрус обманывает

    Многие каждый день забираются на Эльбрус. Недавно один человек за четыре часа сбегал на обе вершины [Виталий Шкель поднялся на обе вершины за 4 часа 53 минуты, — Прим.ред.]. Я знаю тех, кто ходил на вершину в шлепках. Один человек затащил на Эльбрус стремянку. Другой — бюст Ленина.

    Есть хороший местный гид, пес Бест, который был на Эльбрусе 50 раз. Это большой рыжий аляскинский маламут, живет в Приэльбрусье, с ним можно заказать тур. У него есть инстаграм.

    Посмотреть эту публикацию в Instagram

    Публикация от ПЕС ЭЛЬБРУСА (@best_elbrus)

    Маршрут считается очень простым, но это обманчивая простота. Все равно надо обращать внимание на погоду и свои ощущения. Даже опытных альпинистов там часто спасают на вертолетах. Сильный ветер, плохая подготовка, отклонение от стандартного маршрута, горняшка, ошибки — опасностей много, надо быть очень аккуратным и не ставить сверхцелей. Гора никуда не денется, а жизнь дорога. Надо слышать себя и разрешать себе повернуть назад в любой момент. На Эльбрусе каждый год погибает 15–20 человек.

    Эльбрус поражает

    У меня захватывает дух от горного величия. Все такое высокое и опасное, что я понимаю, какая я маленькая и слабая, ощущаю свою микробность. Но при этом, когда удается пройти какие-то маршруты, думаешь: обалдеть, смогла же.

    Еще там постоянно разворачиваются безумные световые и цветовые шоу. Эльбрус светится ярко-синим на фоне ядрено-розового неба. Свет преломляется через какую-то гору фонтаном. Лентикулярные облака нависают, как тарелки НЛО.

    Горцы верили, что Ноев ковчег остановился на Эльбрусе, а доказательство тому — впадина между двумя вершинами горы. Согласно другим сказаниям, Эльбрус стал двуглавым оттого, что Акбилек в гневе раскопала могилу своего мужа Сосурука. Эти персонажи — герои нартского эпоса, в котором Эльбрусу отведено особое место. Его называют Минги Тау («вечная гора») или Эки Башлы («двуглавый»). Эта гора — мать героя Карашауая. Когда он был маленьким, «ледники (сосульки) Эльбруса были для него материнской грудью. Он вскормлен ими». Карашауай после всех своих подвигов возвращается на гору. Тот, кто вырос на Эльбрусе, всегда возвращается. Как и тот, кто побывал на Эльбрусе хоть раз.

    РепортажиАвторские колонкиКавказ
    Дата публикации 12.01.2021

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.