0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    BE-KIND: Как открыть клинику в Центральной Америке и бесплатно лечить людей

    История Виктории Валиковой — врача-инфекциониста из Уфы, которая строит клиники в Гватемале и Никарагуа.

    Perito Burrito вместе с брендом BE-KIND запускает серию материалов — интервью о доброте и волонтерстве в современном мире. Наши спикеры — это не супергерои, а люди, которые так же работают, путешествуют, устают, смотрят сериалы и ходят на свидания. Всех их объединяет одно: в какой-то момент они решились взять на себя ответственность за мир вокруг и запустили собственные проекты. Кто-то начал придумывать арт-объекты из переработанного мусора, кто-то занялся обучением детей программированию, а кто-то взял и построил клинику в далекой стране. Мы решили поговорить с такими людьми и выяснить, что ими движет и что для них значит доброта.

    BE-KIND — это знаменитый бренд батончиков для сбалансированного перекуса из США, который с 2019 года продается и в России. Основатель компании Дэниел Любецки неспроста придумал такое название. Уже в 2004 году он понял то, до чего многие компании дошли только в последние годы: у каждой компании должна быть не только социальная миссия, но и ответственность перед окружающим миром. За счет отличного качества продукции и классных благотворительных и социальных проектов (у бренда есть фонд, образовательная платформа и множество различных инициатив) батончики BE-KIND стали популярны во всем мире.

    Основная составляющая всех продуктов BE-KIND — орехи с высоким содержанием белка и полезных жиров. Никаких секретных ингредиентов и искусственных красителей, консервантов и подсластителей. 

    Виктория Валикова — первая героиня серии материалов о сложности и многогранности доброты в современном мире. Вике 30 лет, она врач из Уфы. На наши вопросы она отвечает из Гватемалы — малоизвестной для россиян страны в Центральной Америке. Здесь с февраля 2017 года она вместе с Кариной Башаровой и десятками волонтеров открыла первую клинику Health & Help. Прямо сейчас Вика занята открытием второй клиники — уже в Никарагуа. В больнице, так же как и в первой гватемальской, малоимущих жителей будут лечить бесплатно.

    «Могу сказать, что с детства я отличалась от других детей сильным чувством ответственности. Я всегда брала на себя кучу разных забот: была старостой, режиссером школьного театра или устраивала утренники. Мне очень нравилось, когда что-то получается и виден конечный результат. А еще что все организовано так, как нужно. За годы ничего не изменилось — сейчас мне тоже это нравится».

    Вика всегда хотела стать врачом: «Моя мама — врач, она меня брала с собой на работу, и мне очень нравилось, когда пациенты выздоравливали». Работала инфекционистом в Уфе, а потом уехала в Бельгию, чтобы получить необычную междисциплинарную профессию — специалист по тропической медицине и организации здравоохранения в странах с ограниченными ресурсами.

    «Если ты врач-тропиколог, это априори значит, что у тебя довольно неплохо работает мозг, потому что тебе приходится проводить очень много диагностики. Это как детективом работать».
    Вика Валикова в интервью Womenbz.ru

    В 2014 году Вика съездила волонтером в Гватемалу. А в 2017-м в этой же стране открыла первую клинику Health & Help. Благодаря этому 15 тысяч малоимущих жителей в районе деревни Чуинахтахуюб смогли получить медицинскую помощь, притом бесплатно.

    «Говорят, для того, чтобы толпа поддержала твою идею, у истоков должно стоять минимум двое: тот, кто придумал, и тот, кто первый понял, что идея — огонь и нужно срочно делать. Первой, кто понял, в нашей ситуации была Карина Башарова. Она появилась на пороге приемного отделения больницы в Уфе, где я тогда работала, и спросила: „Чего сидишь? Давай строить клинику“. Мы начали искать волонтеров и деньги. Так в команду пришли архитекторы Лиза и Миша Шишины — они же спроектировали и построили обе клиники. Потом появилась Елена Зеленевская — она начинала как рекрутер, а теперь руководит половиной всех рабочих процессов, начиная с финансов и заканчивая аналитикой. У нас работает огромное количество прекрасных людей. Боюсь даже начинать всех перечислять — точно забуду кого-нибудь, а ведь очень не хочется обидеть тех, кто такой родной».

    Кроме Гватемалы, Вика работала на Гаити и в Гондурасе, поэтому при строительстве она уже знала, как надо и как не надо делать. «В развивающихся странах (странах с ограниченными ресурсами) почти всегда не у кого спросить совета, потому что ты один врач на целый район, нет лекарств, нет оборудования, и лечить часто приходится эмпирически. Но и радость от такой работы совсем другая, — рассказывает Вика. — Кайф в том, что ты живешь в полную силу. Не просто кусок тела на диване перед теликом, а настоящий человек. Живой».

    До открытия клиники в Гватемале местные жители боялись, что их обманут и вместо клиники построят что-то другое, не для них. А потом боялись, что все уедут, а клиника закроется. В процессе боялись, что волонтеры и команда будут обижать и унижать жителей деревень, не будут уважать местную культуру. Но все оказалось не так.

    «Мы работаем, и всем нравится: люди постоянно говорят, что это лучшее, что случилось с ними за последние годы. Сегодня Маше, нашему педиатру, подарили местную блузку. А если говорить про коллег из России, то многие не понимали, как можно работать без зарплаты или зачем вообще собирать деньги на каких-то непонятных индейцев (речь идет о сборе денег на краудфандинг-платформе Boomstarter — на новую клинику в Никарагуа команда Health & Help собрала 1,8 миллиона рублей, а на первую — 1,3 миллиона). Кстати, страхов у меня не было. Думаю, что у страха вообще есть какая-то корреляция с активной мозговой деятельностью».

    — Как начать помогать другим? С чего начинаются добрые дела?

    — Присоединитесь к тем, кто уже что-то делает. Очень много людей ведут весьма качественные проекты в Гватемале или в России, в Африке или на Украине — проблемы везде похожие, решение их тоже примерно одинаковое. Попробуйте поискать вакансии в открытых источниках. Например, мы сейчас ищем рекрутера, администраторов, координаторов, строителей, фотографов, помощников и завхоза. Прежде чем ввязываться в любое дело, спросите себя, станет от работы с вами проекту легче, а не тяжелее. Если ответ — «легче», то вперед!

    — Что доброта для тебя? Изменилось ли отношение к ней за годы благотворительной работы?

    — Нет, я всегда знала, что людям надо помогать независимо от того, как они к тебе относятся: хорошо или плохо. Делай добро и бросай его в воду. А еще доброта для меня — это сила. Я помогаю, значит, я сильная, и мне так нравится жить.

    — О чем ты мечтаешь? Большая мечта и маленькая.

    — Я очень хочу усыновить детей — это большая. А еще мы хотим пару десятков клиник построить — это маленькая, но очень важная.

    Другие интервью совместного проекта BE-KIND и Perito Burrito:

    Вы можете узнать больше о BE-KIND и его новостях, подписавшись на инстаграм бренда. #BEKINDкаждыйдень!

    ЗдоровьеГватемалаНикарагуаФилантропия
    Дата публикации 19.12.2019

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.