0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    Бали болен туризмом: настоящие проблемы райского острова

    Колонка редактора PRTBRT.

    Бали — это, кажется, главная русская (а может, и мировая) путешественная загадка: небольшой остров в океане взял и превратился в самое туристическое место в мире. В Париж, Гонконг или Бангкок туристов приезжает в разы больше, но именно Бали олицетворяет идеальный отпуск и рай на земле. Результат — стабильный рост путешественников из России в последние годы. Туроператоры заявляют, что спрос на рубеже 2019 и 2020 годов вырос из ниоткуда — и сразу раз в несколько раз.

    Об острове высказывает мнение (чаще всего эмоциональное) каждый, кто провел на нем хотя бы неделю. Это либо восторг — бассейны и перезагрузка, либо недовольство — мусор и толпы туристов. На самом деле проблемы райского острова намного сложнее и глубже. Мы, основатели PRTBRT Саша Воробьев и Елена Филиппова, приехали на Бали уже в третий раз и в общей сложности провели здесь около трех месяцев. Мы погружены в балийскую жизнь: общаемся с индонезийцами, русскоязычными экспатами, читаем соцсети локальных комьюнити и следим за изменениями. И хотим поговорить о комплексных проблемах острова, понимание которых поможет избежать разочарования и осознать, что за каждым инфинити-бассейном и авокадо-тостом стоит работа, ресурсы и деньги.

    Каждый раз приезжая на Бали, мы арендуем скутер в одной и той же компании с русскоязычной поддержкой — это свобода перемещения. Скутер привозят и увозят сотрудники проката, фотографируют права, выдают шлем и забирают деньги. У компании даже есть страховка.

    Но многие арендуют скутер у хозяев виллы, где живут, или в случайном прокате на центральной улице города. В таких местах вместо прав можно показать все что угодно. Один из наших знакомых умудрился арендовать скутер, показав СНИЛС, хотя на нем нет даже фотографии. Опыт вождения никого не волнует, местные жители считают, что если их 12-летний ребенок гоняет на скутере, то взрослый ответственный иностранец-буле тоже справится. Даже если он никогда не сидел за рулем автомобиля, а на велосипеде последний раз ездил в детстве, взяв у друга прокатиться вокруг дома. Потом эти ответственные туристы ходят со знаменитыми балийскими ожогами Bali burn — содранная об асфальт кожа, при падении со скутера. Когда сами сядете за руль, сразу поймете, что туристы на байках потенциально опаснее местных жителей.

    А еще, что значительно важнее, при падении с байка не действует страховка, если у вас нет прав нужной категории. Из-за этого десятки туристов собирают деньги на лечение в соцсетях, придумывая душещипательные истории о том, как их избили и обокрали. Чаще всего за такими историями стоит падение, отказ страховой в лечении и необходимость возместить ущерб прокатчику. По ожогу арендодатели определяют, надо ли внимательно осмотреть скутер и стрясти с туриста деньги за причиненный ущерб. Да, мы это к тому, что байк — это свобода перемещения и видимая и невидимая ответственность в довесок — за себя, пассажира и других водителей.

    И ладно, если бы только байки — так же сдают и автомобили. Туристка из Австралии арендовала авто и сбила насмерть подростка. Потом оказалось, что права она оставила дома в Австралии. Можете представить такое в любой другой стране мира, ориентированной на туристов? Чтобы заработать на туристах, местные жители и государство приняли негласный уговор: жители сдают байки и даже автомобили всем подряд без документов. Государство не вмешивается и лишь иногда устраивает облавы, где с приезжих берут взятки и отпускают. Потом одни удивляются, когда их байки топят в бассейне или бросают на парковке аэропорта, никому не сообщив, а вторые — скутерам с поломками и требованиям денег за микроцарапины, которые забыли сфотографировать при аренде скутера.

    Проблема аренды — это видимая вершина туристической инфраструктуры острова, где в туризме занято более 50 % трудоспособного населения. Количество иностранцев, посетивших Бали, каждый год бьет новые рекорды. В 2014-м это 3,7 миллиона, в 2016-м — уже 4,9 миллиона, в 2018-м — больше 6 миллионов. Остров превратился в одну большую стройку, которая не останавливается даже в пиковые периоды праздников. В пробке вы будете часто стоять между туристическим автобусом и бетономешалкой, что страшно, даже если едешь на автомобиле.

    Россияне, живущие на Бали постоянно, в личных беседах сообщают еще об одном изменении: арендодатели стали требовать плату не за месяц или два вперед, а за год и даже три — чтобы быстро построить вторую виллу и сдать ее в аренду. Под новые туристические постройки вырубают деревья, застраивают рисовые поля или сносят любимые бюджетными путешественниками палатки с едой. Последнее произошло в Чангу: с пляжа Берава убирают палатки с недорогим пивом и кокосами — в ближайшем будущем там появится пляжный клуб.

    Пиковые периоды сезона показывают, что может произойти в ближайшем будущем: Чангу и Убуд замирают в пробках, которые не сравнить с московскими. Стоит все, даже байки, которые обычно проезжают везде. При этом дороги в перегруженных локациях не модернизируются, а с шорткатов как сваливались машины и скутеры, так и продолжают сваливаться. Те же самые ямы в Убуде или Семиньяке вы встретите и через год.

    Но не во всех проблемах острова виноваты только иностранцы. Выходные дни и каникулы есть и у индонезийцев. Новый, 2020 год на Бали отмечали и жители Явы. По словам недовольных балийцев, яванцы приехали на 20 тысячах (!) автомобилей и из-за них Бали встал в одну большую пробку. А у храмов парковались десятки школьных автобусов со всей страны.

    На заметку: DK — код Бали, транспорт с отличными номерами — из других регионов.

    Бродячие собаки — актуальная проблема для Бали. На привитых от бешенства псов надевают красный ошейник. Но местные жители стали вешать такие ошейники на всех подряд собак — жалко же. Хорошая инициатива властей провалилась. Кстати, о бешенстве: если вас или вашего ребенка (что более вероятно) укусит собака — в течение 24 часов надо сделать прививку в больнице. Без отговорок — прийти и привиться. В прошлом году пес, больной бешенством, покусал десять человек в районе Кинтамани — там, где кофе и виды на вулкан Гунунг-Батур. А в другом районе один человек даже умер. После укуса обезьяны надо тоже обязательно обратиться в больницу. Хотя и случаев заражения бешенством от обезьяны на острове давно не было. В убудском лесу обезьян раз в год проверяют на бешенство. Возвращаясь к псам: дворняги любят внезапно выбежать на дорогу. Аккуратнее гоняйте по ночному острову после трех «Бинтангов» (культовое местное пиво).

    Кстати, о «Бинтангах» и вождении. Пиво и коктейли на Бали льются рекой, и даже забываешь, что находишься в самой большой мусульманской стране мира. Об этом забывают и сотни туристов, которые врезаются на байках в дома, магазины, машины и улетают в канавы. Самые отчаянные (в основном австралийцы) попадают сначала в новости, а после — в тюрьму Керобокан. При этом качество алкоголя — отдельный разговор. Просто забудьте о вине — дорого и некачественно. А коктейли пейте только в проверенных местах. Даже в пляжных клубах они повсеместно будут плохие: резкий вкус и запах алкоголя — коктейльный баланс соблюдают не везде. Рекомендации по барам — Night Rooster в Убуде и El Nacional в Семиньяке. Уезжать из бара на байке или на такси — решать вам. В Индонезии законодательно не закреплен уровень алкоголя в крови, после которого за руль садиться нельзя.

    На Бали не всегда и не везде можно заказать такси онлайн — часто придется договариваться с таксистом на улице. Я обнаружил, что утратил эти навыки за пару лет использования «Яндекс.Такси». Uber, к радости местных бомбил, выгнали с острова в 2019 году. Такие процессы называют следствием явления local wisdom. Местные жители насмерть держатся вместе именно в вопросе частного извоза. А туристам объясняют, что, отказываясь от онлайн-сервисов, они поддерживают локальное комьюнити и регион в целом. Для балийцев крайне важно, чтобы на вас заработал местный житель, а не приезжий с Сулавеси, Сумбы или Суматры. Вроде бы мысль не самая плохая, но с этими идеями таксисты стали избивать водителей, которые сотрудничают с Uber, Grab, Gojek, и параллельно объединяться в водительские ассоциации. Это настоящая такси-мафия. Поездка на local-wisdom-такси стоит в два раза дороже поездки на Grab. Потому что обратно водитель, скорее всего, поедет без пассажира. И да, прогресс все равно победит, но будет ли от этого лучше — непонятно. К счастью, в районе Куты, Чангу, Семиньяка и кое-где на Буките онлайн-такси работают.

    Все, что вы знаете о Бали, вы так или иначе знаете из Instagram. Даже если нашли информацию на Coconuts, The Honeycombers или любом другом сайте (ой, например, на PRTBRT). Instagram — самый актуальный мировой источник новостей об острове и планировании маршрута по нему. Если локации нет в Instagram, то она, скорее всего, не попадет в ваш список мест для посещения.

    Что это означает? Чтобы иметь успех, твое место должно быть instagrammable. И если что-то природное потенциально instagrammable — надо поставить рядом с этим местом будку с охранником и начать продавать билеты. У ворот отеля Handara Golf & Resort Bali год назад появилась будка, а в этом году — разделители для очереди.

    Ну и, конечно, знаменитые ворота в храме Пура Лемпуянг, которым местные умельцы-фотографы создали международный миф о том, что на Бали есть отражающиеся в воде ворота, а на заднем фоне — вулкан. Кстати, уже в семь утра к храму стоит большая очередь, приезжать надо затемно.

    Proof that Instagram influencers have ruined everything👇

    My hopes & dreams were shattered when I found out the “water” at the Gates of Heaven is actually just a piece of glass under an iPhone 😭 pic.twitter.com/oiahI5VCIo

    — Polina Marinova (@polina_marinova) July 4, 2019

    Проблема инстаграмности — упрощение любой достопримечательности до ожидаемой реакции на нее в соцсетях. Даже если вам не хочется сидеть в гнезде из веток на фоне рисовых террас, то десяткам и сотням людей из Китая, Южной Кореи, Австралии, Индонезии, Новой Зеландии и России захочется. Это значит, что вместо настоящей природы вы получите измененное ради массового туриста пространство, а об оставшихся красивых местах острова, скорее всего, не узнаете. Потому что будете, как и остальные, перемещаться от одной инста-локации к другой. Владельцы многих хороших отелей или кафе не умеют их продвигать в соцсетях, следить за отзывами и присутствовать на площадках, где ищут информацию туристы, поэтому стоят пустые.

    Инста-проблему легко решить, просто открыв Maps.me или Google и проверяя все места по тегу «достопримечательность».

    По-настоящему сложная проблема кроется в воде, которую путешественники не привыкли экономить. Туристическая отрасль потребляет 65 % всей пресной воды на острове. При этом ею орошают рисовые поля — визитную карточку Бали для туристов и важнейший источник пищи для местных жителей. (Stroma Cole. A political ecology of water equity and tourism. A case study from Bali. Annals of Tourism Research, 2012, Vol. 39, no. 2, 1221–1241).

    Vice еще в 2018 году рассказал, что из-за резкого увеличения туристического сектора 260 из 400 балийских рек высохли. Может, стоит задуматься и снять виллу без бассейна? Скорее всего, нет, потому что вы приехали на долгожданный отдых. Но не стоять под душем полчаса — возможно, да.

    На острове активно сжигают пластик (на соседней Яве сортированный пластик из западных стран жгут для приготовления тофу — читайте об этом в NYT). Когда едешь на байке, постоянно вдыхаешь пары горящего пластика. Через несколько дней уже разбираешься в запахах: это точно пластик, а это лишь трава. Помимо того, что пластик отравляет воздух райского острова (не только диоксидами), так еще и оседает микрочастицами в легких. Это проблема традиционного общества — низкая осведомленность о последствиях. Да, про мусор все более-менее ясно, туристы его не любят. Сжег мусор, в том числе и пластиковый, — решил проблему. Оказывается, все намного сложнее и пластик не модернизированная версия банановых листьев, в которые повсеместно заворачивали еду 20 лет назад. В общем, медицинская маска — ваш друг, не забывайте о ней.

    Хвалебные отзывы и критику, основанную на недельном отдыхе на Бали, вы найдете и без нас. А о настоящих сложностях и проблемах вы вряд ли прочтете — большинство аналитических и комплексных материалов не на русском языке. Отметим лишь один важный факт, который поможет вам сделать выбор, ехать или не ехать в главное туристическое место мира. Бали — это вход и первое знакомство с Индонезией, ее людьми, культурой и географией. Индонезия, на взгляд редакции PRTBRT, одна из самых недооцененных стран мира. Это сотни интересных мест: Калимантан, Ява, Сумба и даже половина острова Новая Гвинея. Это Джокьякарта с топовыми мировыми достопримечательностями: Боробудур и Прамбанан. Это потрясающие, отзывчивые, искренние и добрые люди (знаем, что такие предложения работают только на опыте, просто поверьте на слово).

    И да, для многих первое знакомство с Индонезией начинается с Бали. Поэтому во время своего двух-трехнедельного отдыха на сказочном Бали откройте поисковик авиабилетов и слетайте хотя бы на Ломбок (полчаса полета) или в Джокьякарту (полтора часа). Гарантируем: вы будете поражены, удивлены и останетесь в восторге.

    ОвертуризмАвторские колонкиИндонезияБали
    Дата публикации 30.01.2020

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.