Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

Лех — Манали: на мотоцикле по горным вершинам

В Гималаях находится самая высокогорная дорога в мире, по которой можно проехать на мотоцикле. Прокатиться по ней — удел самых смелых и отважных мотоциклистов на этой планете. С одним из них — Александром Синицей — мы об этом поговорили.

О маршруте

Начнем с того, что нас было трое: наш друг Алекс и я с моей девушкой Варварой. Такое путешествие можно спланировать только летом. Хотя в остальной Индии на мотоцикле можно передвигаться весь год, в Гималаях дорога большую часть года скована снегом и перекрыта. Мы сами выехали из городка Вашишт 22 июня. Всем, кто решит повторить наш путь, рекомендую выезжать чуть позже — надо дать снегу подтаять.
    Вся поездка из Дели до Леха заняла 40 дней, а непосредственно маршрут Манали — Лех составил неделю.

О ночлеге

Ночевали постоянно в разных условиях. Если в путешествии по Индии ты примерно понимаешь, ниже каких условий не опустится твое проживание, то в этой поездке было много сюрпризов. Были не только обыкновенные гестхаусы, которыми утыкана вся Индия, но и ночевки на индийской военной базе посреди мусульманского палаточного лагеря. Случай с военной базой уникальный — впереди дорогу засыпало сильнейшим обвалом, снесло половину деревни, а сам обвал расчищали два дня. Единственным населенным пунктом рядом был палаточный лагерь мусульман, которые приехали на праздник. Все палатки были разобраны, да и желающих не было — проезжавшие мимо индусы боялись оставаться здесь. Антураж дополняли стоящие вдоль дороги военные с оружием. Пришлось два часа общаться с местным полковником, и нам была выделена палатка, а наши мотоциклы взяли под охрану. Еще была ночь в брезентовой палатке в снежную бурю, после чего нам снова пришлось стучаться в двери к военным, так как из-за дыр в палатке ее заносило снегом. Но в общем вопрос с жильем не самый сложный, особенно если запастись бензином, чтобы при возникновении сложностей можно было вернуться на 100–200 километров назад.

Об аренде мотоцикла

Байк взяли в аренду в Дели на всеми известном Карол-Бахе. Royal Enfield Thunderbird 350cc — не самый лучший выбор для поездки с девушкой по одной из самых высоких и сложных дорог в мире. Но, учитывая финансовую составляющую и то, что в Индии Royal Enfield покажется самым лучшим байком, мы нашли выгодный вариант и взяли новый Thunderbird. Он идеально подходил и для путешествия вдвоем, и для моих длинных ног. Алекс же взял Enfield Classic 500сс Desert Storm.
    Забавный факт: мы проехали около 20 тысяч километров по разным странам Азии, но у меня нет категории А, которая позволяет управлять мотоциклом.

О сложностях на маршруте

Самая сложная и неприятная ситуация случилась на высоте 5 600 метров на перевале Кхардунг-Ла, на вершине которого так и написано: «highest motorable roads in the world». На обратном пути с соленого озера Бангонг-Цо, половина которого находится в Китае, а половина в Индии, нам нужно было во второй раз преодолеть Кхардунг-Ла. Дорога в эту сторону не показалась очень сложной, и мы думали, что быстро окажемся в Лехе. Но примерно на высоте 4 000 метров началась сильная снежная буря, и видимость упала до нуля. До вершины, где можно было спрятаться в доме и выпить горячий чай, оставалось немного, и мы решили, что возвращаться обратно будет еще тяжелее. Да и ближайший населенный пункт был далеко. Когда мотоцикл перестал тянуть из-за уменьшающегося количества кислорода в воздухе и его в прямом смысле пришлось подталкивать ногами, мы быстро покрылись слоем снега и промокли до нитки. Разбитая непогодой дорога, метель и обрыв огромной высоты — в общем, полный набор проблем здесь и сейчас. В такие моменты, мне кажется, включается инстинкт самосохранения, и мы с Варей просто начали практически орать то ли от страха, то ли пытаясь собраться с силами, чтобы дотянуть до вершины. По ощущениям мы ехали оставшийся километр минут 30.

Добравшись наверх, мы забежали в небольшой дом, где проезжающие могут выпить чай и передохнуть. Столько ревущих мужчин я никогда не видел. Кто-то пытался успокоить женщин, кто-то сам не мог справиться со своими эмоциями. С каждым новым открытием двери внутрь забегали замерзшие плачущие люди, которых нужно было срочно вести к огню. Успокоившись и выпив с десяток стаканов масала-чая, нам нужно было разобраться, что делать дальше, если буря не успокоится. Мы находились на высоте 5 600 метров. До базового лагеря Эвереста, который находится чуть ниже, поднимаются неделю, мы же поднялись на такую высоту за несколько часов. В таком состоянии можно находиться в этом месте не больше двух часов, гласила соответствующая табличка. Мы решили, что самым подходящим вариантом будет отправить Варвару на проезжающих машинах. Мне было сложно представить, как она пережила этот подъем, ведь у меня за рулем не было времени ощутить весь страх — я концентрировался на дороге, а на заднем сиденье, уверен, это совершенно другие ощущения: ты ни на что не влияешь и можешь только, схватившись за байк, наблюдать картину происходящего — с обрывами и постоянно глохнущим байком, пытающимся выскочить у нас из-под ног.

Договорившись с индусом, Варюху отправили в Лех, а нам нужно было дождаться, пока буря стихнет и мы сможем спуститься с перевала. Через полтора часа буря улеглась, и мы с Алексом решили, что наступил подходящий момент и мы можем попробовать спуститься. Правда, мы провели еще около 20 минут, пытаясь завестись на холоде, попеременно толкая байки друг друга и помогая индусам. После каждого толчка на такой высоте уровень твоего запаса сил падает раза в два. Мотоциклы завелись, и с одышкой как после марафона мы начали спускаться вниз.

О любви к путешествиям на мотоцикле

Как бы банально ни прозвучало, но в путешествии не просто получаешь удовольствие, а живешь настоящим. Кто-то хорошо сказал на этот счет: «Жить настоящим — значит непосредственно воспринимать красоту и восторгаться ею без того, чтобы извлекать из этого удовольствие».
    А еще добавлю, что мотоцикл — это самый лучший способ передвижения в путешествии.

ЭкстримМотоИндияТравелоги
    Дата публикации 11.05.2016

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.